От любопытства до трагедии один шаг
Вера Ильяшенко, специалист по социальной работе отделения дневного пребывания детей и подростков Центра социального обслуживания населения, на примере реальных ситуаций предлагает несколько вариантов.
Искренность сильнее запрета
На девятилетие родители подарили Ване велосипед. Теперь, когда ребенок шел гулять, он каждый раз брал с собой двухколесного друга. Однажды мальчишка не пришел домой в назначенное время. Взрослые кинулись на поиски сына. Они обошли все места, где только мог бы быть их ребенок, обзвонили всех знакомых. Один из них как раз и сообщил, что видел Ванюшку в парке, где ребенок с компанией друзей «гонял» на велосипеде. Родители сразу поехали туда. Ваня с разбитым коленом сидел на лавочке. Мама и отец подбежали к нему, крепко обняли.
– Какое счастье, что ты жив! Как мы беспокоились о тебе. Как мы с папой переживали! А если бы с тобой что-нибудь случилось? Горе свело бы нас с ума! – сквозь слезы проговорила женщина.
– Мамочка, я больше так не буду. Я просто заигрался, совсем забыл про время.
Больше Ваня никогда не «терялся», приходил домой точно в срок. А если где-нибудь задерживался, всегда по телефону сообщал об этом родителям.
В этой ситуации нужно обратить внимание на два момента: поведение обоих родителей, а также слова матери. Взрослые не кричали на ребенка, не ругали, не проявляли агрессии. Они обняли сына и рассказали о своих переживаниях за него. Такой подход называется «через чувства». Его цель – пробудить в детях определенные эмоции и через них донести до ребят мысль об опасности их действий, о последствиях такого поведения.
– Мама Вани через свою реакцию показала ребенку, что он для нее важнее всего на свете, что его поступок причинил боль, – поясняет Вера Ильяшенко. – И в этот момент мальчишку осенило – он должен поступать правильно, чтобы не ранить своих близких и родных людей, которые за него так переживают. А ведь родители могли просто запретить ребенку кататься на велосипеде или же ходить гулять за пределами двора дома. Но нет, они поступили разумнее.
Родители, фразы: «Я тебя люблю», «Беспокоюсь о тебе», «Важнее тебя никого в мире нет», объятия и искренняя слеза гораздо эффективнее банального запрета.
За руку вместе
Так получилось, что шестиклассница Даша нашла способ попасть на крышу малоэтажного дома. Ей оттуда понравилось наблюдать за городом и людьми. Когда отец узнал о таком «увлечении» дочери, решил принять меры. Раздобыл ключи от крыши одной из пятиэтажек, взял за руку дочь и вместе с ней отправился на необычную «экскурсию»… Они вместе подошли к краю крыши.
– Даша, посмотри вниз. Ты же так этого хотела. Страшно? Сейчас ты всего лишь смотришь, а ведь можешь упасть. Представь, что с тобой будет тогда? Мне так- же страшно, когда ты ходишь по крышам. Пусть это даже малоэтажный дом! – сказал мужчина.
Девочка, крепко сжимая руку отца, последний раз посмотрела вниз. Мурашки пробежали по ее коже. Затем она зажмурила глаза и произнесла: «Уведи меня отсюда, больше не хочу на крыши».
Если детское любопытство не утихает и ребенка продолжает тянуть к опасным объектам, специалисты советуют идти по пути отца Даши. Эта ситуация – яркий пример использования одновременно двух подходов. Во-первых, родитель по-своему удовлетворил желание дочки увидеть город с высоты, а во-вторых, он пробудил в ней чувство страха за собственную жизнь.
– Одни разговоры могут быть безрезультативны. В этом случае взрослые должны сначала выяснить, что влечет их сына или дочь к опасности, для этого, возможно, и отправиться вместе с ребенком туда, куда его тянет. Или же, к примеру, через реальные истории из жизни, новости, видеоролики или социальную рекламу показать, к чему может привести это желание рисковать, – комментирует специалист.
Вначале просмотрите видео сами, только затем включайте детям! Тщательно выбирайте картинку.
Она должна говорить: «Жизнь нужно беречь, иначе быть беде». Никаких жестокостей и насилия в кадре.
Альтернативный экстрим
– Ну почему тебя тянет на «заброшки»? Сколько раз тебе говорилось, что там делать нечего, – отчитывает мама своего семилетнего сына Артёма.
– Мне немножко страшно, но очень интересно. А вдруг я там монстра какого-нибудь найду! – произносит ребенок.
– Монстра хочешь увидеть? Адреналина захотел? Я тебе устрою. Собирайся. Надевай спортивный костюм. Поедем за эмоциями.
Мама Артёма решила устроить для сына разрядку. Сделала несколько звонков, и вот спустя 40 минут они уже играли в страйкбол. Азарт, адреналин, веселье читались в глазах мальчика. Он был увлечен происходящим, полностью погружен в «бой». Вот так мальчишка выплеснул одни эмоции и зарядился другими.
– Взрослые должны понимать, что никуда само по себе это детское желание адреналина не денется. Поэтому родители должны сами создать условия, в которых ребенок сможет почувствовать себя экстремалом – вместе заняться каким-то необычным видом спорта, поучаствовать в турпоходе, сыграть в страйкбол или лазертаг, – говорит Вера Ильяшенко.
Третий не лишний
В случаях, если ни один из этих подходов не дал результата, специалисты рекомендуют привлекать к ситуации третье лицо. Это может быть близкий родственник, хороший знакомый или же психолог. Как ни странно, но порой людям вне семьи дети верят больше, чем своим близким…
Фото Юлианны Фальш
Валерия ЧИЖИК №28 от 13 июля 2017г