Пример для подражания
Султан Алишевич Садыков родился в деревне Новые Юрты Тюменской области в семье бедного крестьянина в 1917 году. С детства обладал хорошей памятью, стремился к знаниям, был активным и целеустремленным. В 16 лет успешно сдал экзамены и стал студентом Уральской высшей коммунистической сельскохозяйственной школы, но учиться ему довелось недолго. В школу принимали с 18 лет, поэтому, когда там получили донос и выяснилось, что парень не соответствует возрасту, его отправили домой. Тогда молодой человек записался на десятимесячные курсы подготовки учителей при татарском пединституте в Тюмени. Успешно их окончил, а потом продолжил учебу на последнем курсе этого же института. Отличнику и активисту-комсомольцу Султану Садыкову предложили возглавить новую Сеитовскую, а позднее Саусканскую неполную среднюю школу. В 1938 году молодой педагог стал инспектором по национальным татарским школам Тобольского РОНО и заочно учился на географическом факультете в Тюменском учительском институте.
…Это случилось у деревни Черная Грязь. Наш арьергардный полк занял оборону. Немцы начали артподготовку, продолжавшуюся около часа. С перенесением огня вглубь обороны, подняв головы, мы увидели, что по всей равнине на мотоциклах, стреляя из пулеметов, включив радиоусиливающие устройства, немцы движутся на нас. Вокруг нас свистят пули. Ревущий поток быстро приближается к нам. Это была психическая атака. Таким образом пьяные немцы приносили себя в жертву на алтарь войны. Фрицы, действительно, не считаясь ни с чем, принимали смерть. Наша оборона, конечно, не растерялась, прицельным огнем уничтожила десятки немецких молодчиков и отправила их в ад. Оставшиеся в живых фрицы, быстро протрезвев, стараются покинуть поле боя…
(Воспоминания С. А. Садыкова из книги «Тормыш сукмаклары» («Тропинками жизни»)
Султан Садыков вернулся в Саусканскую школу и работал там учителем географии. В 42-м его назначили директором Иштаманской неполной средней школы. А через год после окончания Великой Отечественной войны стал директором Медянской неполной средней школы. Учительский стаж Султана Садыкова – 39 лет. Более 10 лет он являлся председателем районного совета ветеранов.
Самым ценным для потомков Султана Алишевича Садыкова являются его воспоминания. Именно они легли в основу книги, изданной детьми и внуками героя на татарском языке. Частично она была переведена на русский язык.
«Наше дело правое!»
«Дед рассказывал нам об ужасах войны, о том, как узнал о ее начале. 22 июня 1941 года они находились в военном лагере под Бердском Новосибирской области. Артисты Новосибирского театра драмы готовились показывать им пьесу, – вспоминает Ильмир Ташбулатов. – По учебной тревоге их подняли и поставили боевую задачу выбить «врага» со станции Бердск. В лагерь после марш-броска они возвращались с песнями. И только в четыре часа дня все узнали, что началась война. Как призыв для моего дедушки и его товарищей прозвучали слова Молотова, которыми он закончил свое выступление по радио: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
…В ночь на 4 июля мы были в Москве. Отсюда на автомобилях за день проехали 300 км. Чем дальше от Москвы, тем чаще встречаются раненые, санитарные повозки. Не доезжая 110-120 км до Смоленска, прибыли на станцию Издешково. Здесь мы пережили первые потери. Вот с Запада доносится гул самолетов. Звено «Юнкерсов» из трех самолетов пролетает над нашими головами. Неожиданно самолеты, совершив разворот за станцией, летят прямо в нашу сторону. Первый «Юнкерс» вдруг упал в пике и одновременно сбросил несколько бомб. За ним посыпались бомбы со второго и третьего. Бомбы с ужасным воем падают на железную дорогу и сооружения станции, а одна взрывается во дворе школы. Сбросив свой смертельный груз, самолеты улетели на запад. Это была уже война…
(Воспоминания С. А. Садыкова из книги «Тормыш сукмаклары» («Тропинками жизни»)
Больше всего Султану Садыкову запомнился его последний бой. Он произошел недалеко от села Тарутино Калужской области. Для охраны моста были стянуты большие силы красноармейцев. С двух сторон пулеметы готовы были встретить врага огнем. «Дед вспоминал, что, усилив артиллерийско-минометный огонь по передовой, немцы перешли в наступление. Но их атака быстро захлебнулась, – рассказывает Ильмир Ташбулатов. – Тогда враг усилил огонь так, что голову невозможно было поднять. Дедушке приказали сменить позицию. Поднявшись для переноса пулемета на запасную позицию, он внезапно упал. В первые секунды даже не понял, что случилось. Только через какое-то время почувствовал боль в ногах, жжение и увидел кровь. Он получил сквозное пулевое ранение в правую ногу, а в левую попали осколки разорвавшейся впереди мины».
Немцы в тот день не смогли взять село. Красноармейцы понесли большие потери, особенно среди артиллеристов. Раненых, в том числе и Султана Садыкова, ночью отправили в медсанбат, а потом для полного излечения – в Кокандский госпиталь. 10 декабря главврач госпиталя объявил Султану Алишевичу: «Красноармеец Садыков, медкомиссия эвакогоспиталя признала вас временно негодным к военной службе и решила отправить домой». Так завершилась его военная служба.
НАГРАДЫ
- Орден Отечественной войны II степени
Медали
- «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- «За трудовое отличие»
- «За доблестный труд»
Фото автора
Ольга ЧЁРНАЯ #34 от 24 августа 2017 г