Две жизни, две судьбы и одна дорога Виктора и Рамзили Медведевых

15 октября 2017

Муравленковцы привыкли видеть Виктора Медведева в качестве общественника, отстаивающего права потребителей. Но мало кто знает, что вся его жизнь состоит из подвигов. Однажды, увидев тонущую в ледяной реке собаку, он, не раздумывая, спрыгнул с мотоцикла и нырнул в прорубь. А бросаясь в горящий дом за перепуганным котом, и вовсе не задумывался, что мог не выйти оттуда. «Это было уже в Муравленко. Горел дом, а мы рядом строили другой, – рассказывает Виктор Николаевич. – Люди все выбежали, пожарных еще не было. Смотрю, а кошка на втором этаже в окне мечется. Ну что ж я оставлю животное погибать? Выбросил ее на улицу в снег, а сам потом с трудом выбрался».

Несмотря на такой вот рисковый характер, после школы Виктор Медведев, прислушавшись к совету соседа краснодеревщика, выбрал профессию, требующую особого терпения и кропотливости. Окончив инженерно-техническое училище по специальности «столяр-краснодеревщик» и не поступив в индустриальный вуз, он не сокрушался, а собрался и махнул на Всероссийскую комсомольскую ударную стройку. «Все вступительные экзамены я сдал на пятерки, оставался последний, – вспоминает Виктор Николаевич. – Нужно было прийти 9 числа в 11 часов, а я явился 11 в 9 утра. Проще говоря, проспал свое поступление в вуз. Но зато у меня была интересная и насыщенная жизнь».

От Чёрного моря до Ноябрьска

В шестнадцатилетнем возрасте Виктор Медведев уехал на строительство железнодорожной линии Хребтовой – Усть-Илимской, там, в снегу по пояс, он рубил лес. Потом смелый и романтичный юноша попробовал себя в качестве матроса на Черном море. Но тут снова объявили о Всесоюзной ударной комсомольской стройке – о «КамАЗе» в Набережных Челнах, и он незамедлительно отправился туда. После было атомное энергетическое машиностроение в Волгодонске, а также строительство Усть-Илимской гидроэлектростанции на реке Ангаре в Иркутской области. «Мне почему-то казалось, что без меня не построят», – говорит он сейчас, смеясь. Вернувшись домой в Кировскую область, в городе Вятские Поляны Виктор Медведев устроился на работу на спасательную станцию, был председателем райсовета. Но через четыре года относительно оседлой жизни он вдруг увидел по телевизору сюжет о строящемся северном городе Ноябрьске. «Это был февраль 1984 года. Показали так называемый арочник с надписью «Аэропорт Ноябрьск», – вспоминает Виктор Николаевич. – И я решил, что там еще не был. Тут же собрался, сел в поезд и поехал».

Нужны были рабочие руки

Добирался до Ноябрьска он на верхней полке вагона, спрятавшись за баулами. Пропуска в регион не имел, решил, что главное – попасть туда. Но не тут-то было. В отделе кадров строительно-монтажного треста ему вызов на работу дали, так как очень нужны были строители. Но за пропуском ему пришлось ехать обратно в Вятские Поляны. А уже через пару недель он трясся по разбитой бетонке в холодном «кавзике», ехал в неизвестный для него еще тогда поселок Муравленковский, был полон предвкушения новой и счастливой жизни.

«Доехали до того места, где до недавнего времени находился военкомат, и бетонка закончилась. Рядом тракторы стоят, дежурят. Они вытаскивали застрявшую на бездорожье технику, – вспоминает Виктор Медведев. – На дворе ночь, кругом лес и узенькая тропка, в конце которой виднелись огоньки. На них я и пошел, как оказалось, правильно, к общежитию. А там веселье, у кого-то день рождения, все гуляют, на меня внимания не обращают…»

Рабочие руки нужны были позарез, люди прибывали, а мест в общежитии практически не было. Водителям даже приходилось ночевать в кабинах вместе с чемоданами. Кое-как обустроился. И уже через сутки началась трудовая эпопея Виктора Николаевича, сначала в качестве плотника, а через три месяца уже как бригадира.

Начитанный, непьющий

Вскоре в это же общежитие заселилась маленькая, хрупкая девушка. Она приехала вслед за подругой из города Октябрьского из обыкновенного любопытства – хотелось мир повидать. Оказалось, за судьбой. «А с ним мне посоветовали познакомиться, – рассказывает Рамзиля Мингалиевна. – Соседка говорит: «Обрати внимание на этого парня – каждый день после работы бегает до поворота на Ноябрьск и обратно, холодной водой обливается. Красавец!» Пришли мы на танцы в клуб. Женщин практически не было. И подходят ко мне человек десять. А Виктор взял меня за руку, вытянул из этой толпы и всё – больше не отпустил. Рассказывал про грибы, ягоды. Учил разбираться во всём, варенье варить. Мне с ним интересно было. Начитанный, непьющий. Воды горячей нет, а в комнате у него – чистота, порядок, всё выстирано, пахнет свежестью».

Узаконить отношения молодым негде было. И только через несколько месяцев Медведевы одними из первых расписались в поселковом совете. Руководство выделило им комнату.

Магазин ко Дню нефтяника

«Мы строили первый «бамовский» дом на улице Молодёжной, сейчас его уже там нет, снесли… – вспоминает Виктор Медведев. – Тогда начальником НГДУ был Шарифуллин. Он сказал, что 2 сентября 1984 года впервые будет отмечаться День нефтяника, а магазина нет. И нас срочно перебросили на строительство двадцать девятого магазина. Торопились к дате, работали день и ночь, материалов не хватало. ОРС уже начал товар завозить, а мы еще колотим что-то. Ушли с объекта в три утра 2 сентября».

До этого в поселке центром продовольственной доставки был небольшой вагончик, в котором на полках лежало только желтое, заветренное сало, посыпанное крупной солью, тушенка и мятый, раздавленный (как следствие долгого путешествия из Ноябрьска в тесных мешках) хлеб. К декабрю 1984 года был построен еще один магазин, первая и долгожданная пекарня на улице Энтузиастов, ресторан «Звёздный». «С техникой первое время трудно было. Материалы наверх веревкой тянули, – вспоминает Виктор Николаевич. – Морозы за сорок, а мы строим. Арочники, конторы, жилые дома. Обшивали деревом кузова машин – их еще пингвинами называли. А когда началось перестроечное время, я ушел работать в мебельный цех».

«Кстати, вот этот кухонный уголок из натурального дуба он сам соорудил, ему уже двадцать семь лет, а по виду не скажешь, – говорит супруга. – Когда мы жили в «деревяшке», там вообще вся мебель была сделана руками».

Более 30 лет вместе

Виктор и Рамзиля Медведевы вместе более тридцати лет. Он – огонь, всегда решительный, стремительный. Она – вода, тихая, спокойная, рассудительная и скромная. Смотрит на него глазами, полными глубочайшего уважения, гордости,  рассказывая о его увлечениях парашютным и мотоспортом, о теплых и добрых человеческих отношениях с первой женой, его сыновьях, внуках, правнуке, ни слова не говоря о себе. Хотя сама Рамзиля Медведева – ветеран труда Ямала. Долгие годы она работала в «Союзпечати», а после выхода на пенсию муж делегировал ей свои предпринимательские полномочия. В городе Муравленко родились их дочери Анастасия и Елена. Обе уже взрослые, живут в Екатеринбурге. Одна стала офтальмологом, другая – банковским работником. Зовут родителей к себе, а они ни в какую. Говорят, что здесь им нравится больше. Именно здесь, на ямальской земле они встретились и пошли вместе по одной дороге жизни. Совсем недавно Виктор и Рамзиля Медведевы обвенчались в православном храме. «Жизнь моя сложилась и удалась, – говорит Виктор Николаевич. – И в большей части, благодаря моей жене».

 

 

Фото автора 

Татьяна КОЗАРЬ №41 от 12 октября 2017 года

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер