Учёба без затруднений

13 декабря 2017

Своими инновационными подходами и методами, которые стали результатом работы не одного десятка лет, муравленковские педагоги недавно поделились с коллегами из других муниципалитетов и представителями окружного департамента образования.

Открывая выездное заседание коллегии департамента образования ЯНАО, советник губернатора Ямала Ирина Сидорова отметила, что еще 20 лет назад в Муравленко в этой сфере начались масштабные изменения. Они были направлены на создание таких условий, которые помогли бы полностью раскрыть потенциал каждого ребенка. И сейчас эта практика сформировалась в проект «Образовательный муниципалитет». Иными словами, в городе создана единая образовательная среда, учитывающая возраст и особенности детей.

«Этому предшествовала системная работа с ведущими учеными страны. Мы много общались с педагогами, руководителями Администрации, родителями на переговорных площадках, где объясняли, зачем нужны эти изменения: в оценке, во взаимодействиях учителей и учеников, говорили о том, почему нужно создавать среду, сообразную возрасту учащихся. В итоге нам удалось наполнить деятельность современными идеями и знаниями, – говорит начальник управления образования Администрации города Муравленко Марина Снычева. – В результате выделились школы ступеней, внедрили муниципальные диагностические работы, по результатам которых проводилась коррекция обучения и оказывалась помощь в преодолении  выявленных затруднений».

Как справиться с типичными ошибками детей? Поиск ответа на этот вопрос стал одной из главных задач. К примеру, выявили разрывы между программами в детском саду и начальной школе – внесли необходимые коррективы. Со временем разработали проектную игру «Я знаю! Я могу!». Эта практика помогает проверить готовность воспитанников подготовительных групп к первому классу. Если ребенок не справляется с каким-либо заданием, в дошкольном учреждении проводят занятия для устранения имеющихся пробелов до поступления в школу.

Еще одна наработка муравленковских педагогов – практические дни в начальной школе, когда все предметы в течение дня объединяет одна тема. И ребята в игровой форме приобретают новые знания и умения. Дети выходят за пределы класса, передвигаясь по школе, выполняют разные задания: находят нужные предметы, сравнивают полученные данные. А в конце – представляют результаты деятельности.

«Учащиеся самостоятельно или с помощью педагога ставят цель, которая имеет для них лично значимый смысл. Определяют задачи или по-другому – шаги. И выполняют практико-ориентированные задания. Кроме получения предметных знаний, ребята учатся сотрудничать, договариваться», – пояснила директор школы № 6 Галина Архипова.

Предстоящие экзамены по иностранному языку – еще один вызов. И подготовка к ним ведется уже сейчас. Например, для пятиклассников в школах с 2016 года проводят специальные лингвистические игры Linguaway. Главная их особенность состоит в том, что общение проходит только на английском. Так, в  неформальной обстановке дети подтягивают знания языка. Кстати, проводят квесты десятиклассники, а оценивают результаты учителя из других школ.

Также Марина Снычева добавила, что сейчас стратегия развития образования в Муравленко строится не только на основе нормативных документов, но и по запросам самих учеников. Наработки муравленковских педагогов по повышению качества образования высоко оценены членами коллегии департамента образования.

Кроме того, гости города посетили несколько образовательных учреждений Муравленко: многопрофильный лицей, первую школу, прогимназию «Эврика» и Корпоративный ресурсный учебный центр в многопрофильном колледже. И на практике увидели, как организован процесс обучения в Муравленко.

 

Ирина Сидорова, советник губернатора ЯНАО:

– Мы неслучайно со всей коллегией приехали в Муравленко, потому что здесь сложилась одна из самых успешных практик по созданию условий для качественного обучения детей. Это многолетняя практика, которая начала формироваться еще в 1997 году и совершенствуется по сегодняшний день. Условия – а это пространственная среда, оборудование, педагогические кадры, формы работы, сейчас подбираются сообразно возрасту. И членам коллегии удалось показать не просто как это происходит в реальности, но и то, как строилась система.

Проблема возникновения затруднений в обучении волнует педагогов по всей стране. Идет поиск решений для их преодоления, но пока системная работа не сложилась. К тому же, неслучайно сейчас Рособрнадзор ввел тестирования для учителей, чтобы выявить, какие у них возникают сложности. И Муравленко продвинулся в этом направлении дальше всех. После детального разбора проводится индивидуальная работа с детьми или групповая работа, если это типичные ошибки. На мой взгляд, этот  город может стать экспериментальной площадкой, на которой проводится апробация разных подходов устранения  затруднений.

 

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

– В работе коллегии участвовали начальники управлений образования всех муниципалитетов, а также представители окружного департамента. На мой взгляд, такая форма общения полезна и эффективна, поскольку мы рассматриваем вопросы о том, как улучшить качество подготовки выпускников, как помочь ребятам справиться с учебными затруднениями. Казалось бы, это проблемы только учителей. Потому что они непосредственно занимаются с детьми. Но, не меняя условия, а это можно сделать только управленческими и организационными действиями, справиться очень сложно. И лучше увидеть на практике, как решаются имеющиеся проблемы в конкретном муниципалитете. Опыт, который накоплен в городе Муравленко – ценный, подход – вдумчивый и ориентированный на ребенка, ученика. В этом достоинство этой практики и условий, которые созданы.

 

 

Анастасия Пономарёва №49 от 7 декабря 2017 года

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер