Молочные продукты: о чём расскажет упаковка?
Перед покупкой пакета или бутылки с молоком нужно внимательно изучить всю информацию, которая есть на этикетке. Прежде всего, нужно обратить внимание на срок годности напитка, ведь если он составляет более 7 дней, то это указывает на его ненатуральное происхождение и наличие в нем консервантов и стабилизаторов. Натуральное молоко не может храниться более 5 дней, даже если его хорошо прокипятили или пастеризовали.
Производитель обязан указывать на упаковке определенную информацию: наименование товара, массу нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и пр. Требования к маркировке тары подробно прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступившем в силу на территории Российской Федерации 1 июля 2012 года. Вот некоторые выдержки из данного документа, которые прописывают, что должно быть указано на упаковке:
- цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также пиктограмма и символ согласно требованиям технического регламента;
- рекомендации изготовителя, например: «Встряхнуть перед употреблением!», «Содержимое вскрытого пакета употребить в течение суток» и др.;
- данные о пищевой и энергетической ценности продукта;
- сведения о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и т. д.
прослеживаются определенные тенденции в соотношении типа продукции и вида упаковки.
Молоко и жидкие молочные продукты чаще всего разливают в пластмассовые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковка приобретает высокую степень гигиеничности, что делает продукт безопасным для употребления и увеличивает срок его годности.
При фасовке кефира, ряженки, йогурта, сметаны и другой кисломолочной продукции чаще всего используют полужесткую тару из комбинированных материалов, а также полужесткую тару небольшой вместимости из ударопрочных материалов. Широкое применение получили многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента (диоксида титана) в наружных слоях и черной сажи в среднем слое. Благодаря их непрозрачности, продукт не взаимодействует со светом, что обеспечивает его сохранность в течение длительного времени.
Главные требования к упаковке для творожной продукции и сливочного масла — высокая жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Этим критериям полностью соответствуют пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Для упаковки мягких сыров применяют: парафинированные композиции, монопленки из полимерных материалов, в том числе обладающих высокой степенью усадки, комбинированные материалы с различными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
В последнее время большой популярностью у производителей пользуется еще одно новшество: асептическая упаковка — способ, при котором сначала стерилизуется продукт и упаковочный материал, после чего тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая технология обеспечивает защиту от быстрой порчи продукта, дополнительно способствуя пролонгации сроков хранения пищи без применения консервантов. В состав такой тары, как правило, входят картон, полиэтилен и алюминий.
Увеличение срока годности молочной продукции производители добиваются с помощью новых технологий фасовки с использованием безопасных для человека газомодифицированных смесей. Они создают в таре антибактериальную среду. Использование таких смесей не только продлевает срок хранения, но и позволяет сохранить все вкусовые качества продукта без использования консервантов.
Материал подготовлен Еленой МОРКОВКИНОЙ №47 от 23 ноября 2017 г