Дмитрий Артюхов провёл большую встречу с журналистами. О чем был разговор?

8 апреля 2019

Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов пообщался с представителями федеральных, региональных и муниципальных СМИ в новом формате. Полуторачасовой разговор состоял из двух частей. Первая – под запись видеокамер и диктофонов. Вторая – в формате «off the record» (не для записи).

Во время второй части встречи журналисты также получили ответы на свои вопросы, но при этом узнали нюансы различных экономических, социальных и политических процессов, происходящих в регионе. Всего в разговоре участвовали 16 представителей средств массовой информации из Москвы, Екатеринбурга, Салехарда и других муниципалитетов Ямала.

Развитие Северного морского пути

Первый вопрос о развитии Северного морского пути (СМП) и его преимуществах в сравнении с Суэцким каналом задала специальный корреспондент «Российской газеты» Елена Мационг.

«Северный морской путь и Суэцкий канал – это абсолютно разные величины и их нечего даже сравнивать. Суэцкий канал – один из главных транспортных путей, маршрутов всего мира. Но Северный морской путь – это особая артерия для России. Действительно, мы себе преимущество в первую очередь отстояли.

Мы понимаем, что Северный морской путь пока не может стать полноценной заменой существующих развитых торговых путей. Но это только в ближней перспективе. В дальней перспективе, конечно, мы видим, что он будет сильно развиваться. Это уже начинает происходить на наших глазах. В прошлом году у нас рекорд по СМП превысил 20 миллионов тонн. Никогда такого не было. Эта цифра в три раза превышает самый лучший результат в Советском Союзе. В 1988 или в 1989 году шесть с чем-то миллионов. А у нас 20.

И задача, которая поставлена Президентом – задача непростая, сложная, 80 миллионов тонн совсем скоро, через пять лет. Мы сегодня видим, что хотя много остаётся вопросов и сложностей, но в целом цель достижима. 80 миллионов тонн – это достаточно серьёзная цифра. Важно, что из них 70% - это наши ямальские проекты, которые будут вносить самый существенный вклад в решение этой задачи.

Помогать здесь будет и новый атомный флот, который сегодня уже частично строится – это даёт круглогодичное хождение на восток. Это такая другая совсем веха в развитии Северного морского пути. То есть из такого эксклюзивного маршрута, связанного с жизнеобеспечением северных посёлков, с обеспечением национальной безопасности, с реализацией по сути единственного проекта Норильского никеля мы в ближайшие годы получим полноценную артерию, где будет целая череда проектов. Благодаря нашим крупным проектам маршрут станет понятным, надёжным, появится статистика по нему, что он безопасный, на него можно рассчитывать и вслед за этим уже могут появляться неожиданные прямо решения, будет появляться полноценная эконмическая жизнь», - ответил губернатор.

Строительство моста через реку Обь

В продолжение темы СМП о строительстве железной дороги Северный широтный ход главу региона спросила шеф-редактор ГТРК «Ямал» Ирина Пшеничная. В частности, её интересовало, когда начнётся строительство самого трудного элемента СШХ – совмещённого моста через реку Обь.

«Сейчас наши партнёры, те, кто занимается этим проектом, столкнулись с необходимостью внесения изменений в проект изначальный. Оказалось, ожидаемые объёмы будут не такими, как планировалось. Сейчас происходит его корректировка. Это связано с тем, что нужно просчитать себестоимость. Условия финансирования в рамках утверждённой правительством концессии жёсткие, и в финансовые параметры надо вмещаться.

Компании, наши официальные исполнители занимаются себестоимостью. И один из способов уменьшения себестоимости – это применение тех наработок, которые были успешно апробированы при строительстве Крымского моста.

Если не просчитать себестоимость, это может привести к миллиардным потерям. На сегодняшний день мы видим, что  территория огорожена, скоро будет появляться вахтовый посёлок для обустройства соответствующей инфраструктуры. Сейчас идёт процесс согласования. Проект сложный, конечно, хочется, чтобы всё получалось быстрее, хочется, чтобы была уже активная стройка.

Похожая ситуация была и с пуровским мостом. Мост через реку Пур. В декабре была церемония старта начала строительства. Сегодня там активно ведутся работы в несколько смен. Это тоже сложный проект по инженерии. К концу следующего года люди поедут через мост.

Недавно я встречался с руководством РЖД на научно-техническом Совете.... Был детальный разговор с руководителем ОАО РЖД Олегом Валентиновичем Белозёровым, который меня очень порадовал, очень благодарен ему и компании за конкретику. Компания уже синхронизирует практические моменты по началу строительства СШХ, а именно – где будет расположен вахтовый посёлок, какие системы сигнализации будут и др. Мы обсуждаем, как эта дорога будет эксплуатироваться. Это радует. Не всё гладко, где-то мы сбиваемся по срокам, но мы с этим справимся. В следующем году будет активная стройка, будем нагонять по срокам», - прокомментировал Дмитрий Артюхов.

Новая субсидия для многодетных семей: льготный проезд детей к месту отдыха

Ольга Кузьмина, корреспондент ТАСС-Урал задала главе арктического региона вопрос о существующих социальных программах для ямальцев. А также спросила о планах по будущим направлениям.

«Готовим новое мероприятие, мы хотели озвучить в ближайшее время. Но раз вы спросили, давайте об этом сейчас поговорим. Оно будет касаться принципиально нового механизма поддержки – о льготном проезде для детей из состава многодетных семей. Нами определена максимальная стоимость билета на самолёт – 2,5 тысячи рублей два раза в год, то есть туда и обратно к месту проведения отпуска. По 28 маршрутам, которые есть из городов Ямала – будет возможность приобрести льготные билеты.

Делается это для того, чтобы вывоз детей к месту отдыха был для многодетных семей полегче. Часто приходилось получать обращения о том, что вывезти ребёнка и всю семью – это минимум пять человек из многодетной, и даже больше, это существенное бремя даже для людей с нормальным средним или даже выше среднего достатком. Что уже говорить про людей с достатком ниже среднего. Это почти невыполнимая задача. Проанализировали обращения на эту тему, приняли такое решение, пытаемся сделать максимально технологично, поэтому немножко задержка с этим.

В апреле заработает раздел на специальном сайте, где человек будет вводить данные, и они сразу будут сверяться с данными из нашей базы многодетных семей. После этого здесь же на сайте этот человек сразу получит стоимость билета в две с половиной тысячи рублей и сможет его купить. Чтобы не было потребности ходить в какие-то службы, показывать какие-то справки, получать компенсации. Должно быть максимально удобно, одномоментно.

Чтобы сейчас не создать специально ажиотажа – хочу сразу заверить, что уже приобретённые билеты на этот год – можно будет поменять. Об этом механизме обязательно дополнительно расскажем. Посмотрим, как программа эта пойдёт. Порядка 120 миллионов рублей мы выделили, если не ошибаюсь, в этом году на это мероприятие. Рассчитываем, что порядка 15 тысяч детей могут им воспользоваться.

Здесь такой важный момент, что речь идёт о детях от двух до 18 лет. Это те, кто сможет этими мероприятиями воспользоваться. Получается, что три ребёнка из одной семьи в этой возрастной категории смогут съездить в отпуск туда и обратно за 15 тысяч рублей. Две с половиной на человека, шесть билетов, получаем 15 тысяч.  Думаю, что это будет значительной мерой поддержки», - подчеркнул Дмитрий Артюхов.

Проблема некачественных новостроек

Также главу региона спрашивали о развитии муниципально-частного партнёрства при строительстве соцобъектов и общем усилении контроля за строительной отраслью. В частности, корреспондент службы новостей ТК «Импульс» Владислав Сельнинов узнал у губернатора, как будет решаться вопрос некачественных новостроек.

«Вопрос для меня очень болезненный. Все свидетели – был ряд домов, особенно в Новом Уренгое, где есть существенные проблемы, дома строили отвратительно. Мы сделаем всё, чтобы такого больше не повторилось. Вы знаете, ряд решений принято – это кадровые решения и это уголовные дела на бывших участников строительства. Главное – не допускать этого и держать стройки на максимальном контроле со стороны муниципалитета, застройщика, окружной дирекции строительства. Теперь все эти участники являются ответственными лицами за принятие отдельных решений. Это должно существенно снизить коррупционные риски. Потому что договориться сразу с таким большим количеством действующих участников будет просто невозможно. Отвечая на ваш вопрос – буду от себя прилагать все усилия для того, чтобы у нас таких ситуаций не возникало. У нас сейчас ряд объектов переходящие, по ним будем ужесточать контроль. Но и всё, что будем начинать новое – точно будем максимально контролировать», - ответил глава региона.

Объединение муниципальных администраций

Сразу два вопроса – от агентств «Ура.ру» и «Новый день» были посвящены объединению муниципалитетов Ямала под одним районным управлением. Редактор отдела ЯНАО ИА «Ура.ру» Наталья Борисова уточнила у Дмитрия Артюхова, какой эффект ожидается от этой меры.

«Сокращение количества чиновников – это не самая главная задача, которую мы перед собой ставим. Главная задача – это повышение управляемости. Мы такие решения уже принимали ранее по другим муниципалитетам. У нас в Тарко-Сале – в районном центре Пуровского района отсутствует городская администрация. В Надыме, вы знаете, объединён город с районом, с большим районом. И всё работает успешно.

В тех муниципалитетах, где мы запланировали эти действия, четыре у нас муниципалитета, как правило, жители районных центров представляют более половины жителей всего района. По сути, когда глава района является главным лицом по мнению всех жителей, в том числе и районного центра, глава поселения где-то всё-таки играет уже вторую роль. И понятно, что все ключевые решения, которые принимаются по районному центру, по развитию района, принимает глава.

Это всем понятно, и нам, региональной власти, и людям, живущим там.  Все понимают, что есть глава Ямальского района, он отвечает за Яр-Сале. Есть глава Красноселькупского района, он отвечает за Красноселькуп. А то, что есть глава поселения – это уже вряд ли необходимый элемент административной системы, который порой порождает бюрократию, порождает какое-то распространение ответственности на широкий круг лиц и в конце концов не приводит к результату.

Как я и в послании говорил, штат у нас раздут в целом, и в регионе, и муниципалитеты не исключение. Мы здесь будем действовать очень аккуратно. Сокращение, повторюсь, - это не цель. Главное, чтобы у нас росла управляемость муниципалитетом. И делать это будем постепенно. Завтра ничего не произойдёт. У нас программа до 2022 года расписана, плавная, поэтапная. И уверен, что этот курс верный и люди поймут, что раздутый аппарат уменьшится, а ответственность персональная главы района повысится.

Качество медицинского обслуживание и проблема нехватки узких специалистов в сфере здравоохранения

Ещё одна важная тема, которая прозвучала в разговоре – повышение качества и доступности медицинского обслуживания, а также проблема нехватки врачей узких специализаций. Вопрос озвучила корреспондент «Коммерсант-Урал» Мария Арабей.

«Сложнейший вопрос. У нас в топе того, что беспокоит ямальцев: это дороги, жильё и здравоохранение. И если ещё по двум первым понимаем, как надо решать – достаточно просто: надо строить хорошие дома, за этим следить и наказывать за невыполнение, строить хорошие дороги, это тот же самый механизм, требовать качества и просто эти мероприятия финансировать, то здравоохранение – это, конечно, сложнее.

Потому что, на мой взгляд, один из самых сложных объектов управления государственного, который есть – это здравоохранение. Потому что и болезни, к сожалению, самые разные бывают, они меняются, и меняется возрастная структура. Некоторые болезни, которые были свойственны людям старших возрастов, сейчас появляются у молодёжи. Очень тонкие вещи. К сожалению, проблем очень много. Я противник того, чтобы клеймить какое бы то ни было здравоохранение, пускай даже в отдалённых посёлках. Это благороднейший труд, очень сложный труд, который сопряжён с ежедневным выбором, непростым выбором. И представьте себя на месте врача, который должен поставить точный диагноз – это очень сложная задача. Конечно, бывают ошибки, конечно, бывают недовольные. Но вот сказать, что система работает однозначно плохо – нельзя.

У нас есть люди, которые получают здесь на территории Ямала сложнейшие операции, это происходит качественно и люди потом благодарны, выражают благодарность нашим врачам, которые спасают жизни.

Недавно мы проводили специальную стратегическую сессию, и я в своём послании об этом говорил, что только сами врачи, само медицинское сообщество может определить, что им нужно. По ключевым городам, где самая большая потребность по узким специалистам – это хирурги, гинекологи, самый широкий перечень врачей – мы в дополнение к существующей системе ОМС, через свой канал финансирования, через окружной бюджет вводим дополнительные ставки – порядка 30 у нас новых специалистов идёт, узких, туда, где есть запросы от людей.

Будем вводить новое самое современное оборудование, самые современные способы тестирования, пилотный проект вот сейчас разворачивать будем. Это то, что мы дополнительно делаем по результатам тех предложений, которые нам врачи сказали буквально две-три недели назад на стратегической сессии. Быстрый ли результат мы от этого получим? Ну, наверное, не сиюминутный. Но в любом случае, есть сильные врачи, есть врачи, которые знают, куда двигать нашу отрасль, как развивать наши больницы.

Отдельный вопрос – привлечение ведущих специалистов. Мы запустили целый ряд жилищных программ. Совсем недавно была запущена программа по компенсации сорока процентов стоимости для бюджетников, в том числе для сотрудников здравоохранения. Если Ямалу нужен врач – мы должны создать условия, чтобы он сюда приехал, хороший врач, и закрепился здесь, и остался здесь, пустил корни и лечил наших с вами близких, детей долгие годы.

И вопрос, которым мы будем параллельно заниматься, это тоже вопрос серьёзный – это постоянное повышение квалификации врачей, участие в самых разных мероприятиях российских и, может, даже международных. Это тоже будем поддерживать, потому что медицина очень быстро меняется, постоянно надо квалификацию усилять, повышать. Немаловажно и создание нормальной инфраструктуры. У нас целый план по строительству объектов, тоже они исчисляются не одним десятком. В Уренгое появится новый комплекс хирургический с онкологическим отделением, здесь в Салехарде запланировано строительство новой поликлиники, как и по Губкинскому. В Тазовском, по сути, новый медицинский городок будем делать», - сказал Дмитрий Артюхов.

Также журналисты задавали вопросы по мусорной реформе, развитию туристической сферы и по другим темам. Затем разговор с губернатором Ямала продолжился без камер и диктофонов.

Отметим, кроме общения с главой округа для журналистов запланированы информационная и культурная программы. Они смогли побывать на встрече Дмитрия Артюхова с финалистами и полуфиналистами конкурса «Лидеры России» и посетили производственный цех компании «Ямальские олени». Завтра представители СМИ примут участие в праздновании Дня оленевода в селе Аксарка.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер