Поможем городу стать сильнее

19 октября 2009

 

Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев опубликовал статью, в которой приглашает обсудить ряд основных проблем сегодняшней России, наметить пути их решения.

Президент видит растущий дискомфорт жизни народа, он обеспокоен, но не растерян. Ищет не виновников, а сторонников.

Ямало-Ненецким отделением партии «Единая Россия» направлено в местную партийную организацию письмо с предложением поддержать инициативу Президента.

Как глава города Муравленко, я полагаю, что мы можем развить инициативу партии. Не только поддержать - нет, более того, расширить. Поэтому предлагаю вам некоторые свои мысли и исследования в следующей статье.

В последние годы увеличивалась сырьевая составляющая в структуре экономики страны. Руководство государства пыталось вывести экономику на инновационные рельсы, ориентируясь на следующие направления:

Первое - использование конкурентных преимуществ страны в сферах энергетики, транспорта, экологии, аграрного сектора.

Второе направление - формирование мощного научно-технологического комплекса для выхода на высокотехнологичные рынки.

Третье - структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний».

Четвертое направление - создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека.

Пятое - развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности.

В реальной ситуации, к сожалению, у нас не получается двигаться по предполагаемым направлениям, и ситуация превращения России только в страну, поставляющую другим странам сырье, усугубляется.

Поэтому будет весьма интересным рассмотрение инновационных процессов, происходящих в Ямало-Ненецком автономном округе, в самом сырьевом регионе самой сырьевой страны мира.

В советское время много говорили о научно-техническом прогрессе, о повышении производительности труда. Использовалось по тем временам высокоэффективное импортное оборудование, шла борьба за изобретения и рационализаторские предложения. Новаторы и рационализаторы были в почете.

Прошли годы, усилились и накопились негативные явления как для страны в целом, так и для автономного округа. Это выражалось в снижении объемов добычи нефти и природного газа в Надым-Пур-Тазовской нефтегазовой провинции. Тем более, есть угроза, что снижение рентабельности добычи остаточных запасов нефти и газа может привести к преждевременной остановке производства на отдельных участках и месторождениях.

Усугубляет ситуацию и продолжающееся уже много лет отставание прироста запасов из-за снижения объема геологоразведочных работ от темпов отбора. А также некомплексная, с нарушением лицензионных соглашений эксплуатация месторождений углеводородного сырья и недостаточное вовлечение в эксплуатацию мелких месторождений снижает эффективность использования природных ресурсов региона, что ограничивает период экономического могущества ЯНАО и срок жизни нефтегазовых городов.

Усиливают проблему отсутствие производственной и социальной инфраструктуры в районах перспективной добычи нефти и газа, а экономические трудности развития новых отраслей, зависимость от завоза товаров извне сужает возможности развивать структуру производства других отраслей промышленности.

В последние годы наблюдается отток наиболее квалифицированной части экономически активного населения, что значительно снижает возможности региона изменить сырьевую направленность и увеличить долю инновационной продукции.

В Ямало-Ненецком автономном округе объекты нефтяной и газовой промышленности размещены в основном в Надымском, Пуровском районах, где объемы добычи уже снижаются. В Тазовском и Красноселькупском районах, наоборот, промышленная разработка только набирает обороты. А Ямальский район готовится к началу разбуривания уникальных газовых месторождений, где добыча газа через 15 лет будет составлять около 50% добычи всего газа в регионе. То есть центр газодобычи переместится километров на семьсот на северо-запад, где производственная инфраструктура пока только создается.

В существующих уже центрах нефтегазодобычи автономного округа и в административном центре автономного округа сформирована достаточно мощная сеть бюджетных учреждений и муниципальных предприятий, обслуживающих население. Уникальные газовые месторождения на полуострове Ямал будут в основном обустраиваться и эксплуатироваться с широким использованием вахтово-экспедиционного метода, так, видимо, будет выгоднее и правильнее.

В ЯНАО была сформирована концепция инновационного развития, которая представляет собой совокупность социально-экономических мер, направленных на создание условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки и техники, повышение доли такой продукции в структуре производства. Но это концепция, а реальность пока иная, вплоть до противоположной.

Попытаемся с помощью использования общедоступных статистических данных дать оценку инновационным процессам, которые происходят в Ямало-Ненецком автономном округе. При работе с цифрами автор столкнулся с многочисленными парадоксами, некоторые из которых перечислим.

Первый парадокс социально-экономической статистики заключается в том, что нефть и газ добываются на территории районов, а люди, работающие на нефтяных и газовых промыслах, живут в основном в городах. Здесь возникают неточности в перераспределении объемов реализации продукции и численности рабочих мест между районами и городами.

Второй парадокс - частая реструктуризация производства, выделение сервисных предприятий, их ликвидация, сокращение рабочих мест, что затрудняет процесс сравнения показателей и качество всего исследования.

Третий парадокс возникает из-за разного соотношения численности между постоянным населением и вахтовиками в городах и районах, кроме этого, в муниципальных образованиях неравномерно по времени проходит процесс передачи объектов ЖКХ, образования, культуры и спорта в муниципалитеты.

Производительность труда

Повышение производительности труда - это самый основной показатель эффективности процесса инноваций. В ЯНАО нефть и газ добывается жителями в основном пяти городов: Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Муравленко и Губкинский. По этим городам есть статистические данные, позволяющие провести сравнительный анализ. Если производительность труда представить в тысячах тоннах добываемого условного топлива на одного занятого в нефтегазодобывающей промышленности, то наибольшие темпы падения производительности труда наблюдаются в городах Новый Уренгой и Надым, где сказывается истощение запасов уникальных газовых месторождений. Эта тенденция будет сохраняться и в будущем.

Занятость населения

Показатель занятости населения также можно отнести к блоку инновационных значений. На Крайнем Севере создание одного рабочего места стоит в несколько раз дороже, чем на «большой земле». Но не только создание, но и сохранение рабочего места предопределяет то, что результаты трудовой деятельности должны приносить прибыль, либо подкреплены дотациями из бюджета.

За последние годы население во всех приведенных пяти нефтегазовых городах выросло, за исключением Надыма. Самая высокая доля вахтовиков была и остается в Губкинском и Новом Уренгое, но и здесь снижается коэффициент занятости - то есть отношение количества рабочих мест к численности населения.

Следует отметить, что чем выше коэффициент занятости, тем сильнее стремление города развиваться, в таком городе наиболее благоприятная финансово-экономическая ситуация. Увеличение коэффициента занятости это и есть инновационный процесс в нашем случае.

Качество рабочих мест на Севере

В Ямало-Ненецком автономном округе наблюдается тенденция снижения отношения количества рабочих мест к количеству населения. Спасает этот процесс уменьшение доли работоспособного населения в общей численности, но и этот показатель имеет предел. Чем ниже коэффициент занятости, тем и ниже уровень благосостояния всего населения, это зависимость почти прямо пропорциональная.

В автономном округе постоянно растет доля рабочих мест в сфере обслуживания: образование, культура, торговля, спорт, здравоохранение, т.е. растет количество работающих в сфере укрепления человеческого потенциала.

Показатель качества рабочих мест или коэффициент социальной надстройки определяет уровень развития социальной инфраструктуры в городах. Города, которые имеют более развитую социальную инфраструктуру, имеют большие возможности привлечения новых инвестиций и развития новых производств. В нашем исследовании ситуация другая: чем выше этот показатель, тем меньше запас прочности и выживания северных городов, тем болезненнее будет переноситься удар от снижения цены на энергоносители. У северных городов уровень устойчивого развития невысок, поэтому процесс должен быть направлен на мониторинг и корректировку показателя качества рабочих мест. И это тоже можно отнести к инновационному процессу.

Сегодня основная цель северного города - подольше продлить свою жизнь. К сожалению, состояние видимости постоянного роста производства искажают реалии сегодняшнего дня. Пора осмотреться, нужно ли столько строить, нужно ли бесконечно развиваться, нужно определить красную линию, где остановиться.

Возможно, экономический кризис при всей своей жестокости по отношению к уровню жизни населения станет доктором от постоянных восторганий и сформулирует принципы для оздоровления экономики, в том числе и Крайнего Севера. Любой кризис чистит экономику и соответствующую ей социальную сферу от накопленного обременяющего груза.

Заработная плата и расходы бюджета

Уровень заработной платы, по крайней мере, в нашем исследовании, тоже можно отнести к инновационному показателю. За последнее десятилетие вырос разрыв в уровне заработной платы между работниками газовой и нефтяной отраслях. При этом цена на нефть на мировом рынке росла вместе с природным газом приблизительно в той же пропорции, даже с некоторым опережением по времени. Причину таких ножниц в уровне оплаты труда, видимо, можно объяснить более суровым климатом, где добывается природный газ в отличие от нефти и тем, что «Газпром» более государственная компания, чем в среднем нефтяной блок компаний - частные компании экономят на всем, в том числе и на зарплате своих работников. Уровень оплаты труда специалистов одинаковой квалификации в Москве выше, чем на Севере, в среднем в два раза, и в этом есть немалый вопрос.

Такой показатель, как бюджетная обеспеченность на одного жителя муниципального образования, можно охарактеризовать как фактор, способствующий развитию человеческого капитала и работающий на перспективу социального развития населенного пункта.

Бюджетная обеспеченность по принципам формирования - показатель достаточно субъективный, который теоретически должен рассчитываться по нормативам обеспечения полномочий муниципального образования, по факту за основу берется другая величина от достигнутого. Этот показатель определяет вложения в человеческий капитал, что способствует инновационному процессу. Переход на выравнивание бюджетной обеспеченности, о котором так долго уже говорят, пока еще впереди.

В последнее время словно специально в преддверии кризиса Правительство обратило внимание на эффективность работы исполнительной власти в части использования бюджетных средств, поэтому процесс выравнивания пойдет побыстрее.

От количества к качеству

Само понятие инновация в сырьевом регионе имеет свою специфику. Видимо, основной принцип - это переход количественных показателей в качественные. Нужно не сегодня добыть больше нефти и газа, а в целом за весь период эксплуатации месторождения, т.е. достигнуть проектного коэффициента нефтеотдачи.

Для этого требуется применение как отечественных, так и импортных технологий, специальной техники. К сожалению, наблюдается, особенно в последние годы, низкий уровень открытости нефтегазодобывающих предприятий, их технической и финансово-экономической политики. Кроме того, высокий уровень монополизации производства определяет низкий уровень конкуренции, что ведет к снижению производительности труда.

Временное, кажущееся бесконечным изобилие нефти и газа снижает иммунитет выживания региона и не способствует созданию в нем многопрофильного инновационного производства. Ухудшает ситуацию в продвижении инновационных процессов и отдаленность от научных, технологических и инновационных центров страны, хотя в современных условиях это незначительная проблема.

К основным факторам, негативно влияющим на развитие северных нефтегазовых городов, можно отнести следующие: монопрофильность экономики, колебания уровня добычи нефти и, как следствие, количества рабочих мест; экономические трудности развития новых производств; зависимость от завоза товаров из других регионов страны.

При этом высокий уровень человеческого потенциала и наличие значительных финансовых возможностей не только нейтрализует вышеперечисленные трудности, но и имеет преимущества по сравнению с большей частью регионов России.

Перечислим еще ряд факторов, позитивно влияющих на развитие северных нефтегазовых городов: положительная демографическая ситуация, высокий уровень состояния здравоохранения, развитый потребительский рынок, наличие высококвалифицированных кадров, близость к перспективным разведанным нефтегазодобывающим площадям. Ну и, конечно, главный - богатые природно-сырьевые ресурсы, имеющие перспективу сбыта, а также создание новых производственных мощностей по добыче и транспорту углеводородного сырья.

Отметим основные инновационные направления развития монопрофильных северных городов: повышение эффективности разработки нефтяных и газовых месторождений; обеспечение качественного образования жителей города; модернизация структуры жилищно-коммунального хозяйства; создание благоприятных условий для развития малого бизнеса; создание безопасных и комфортных условий жизни горожан и, главное - создание системы устойчивого развития, что продлит жизнь этих городов.

Ощутимый эффект может быть достигнут и в различных сферах управления муниципальным образованием. Например, в социальной сфере; в повышении качества образования; в развитии социального партнерства с производственниками и эффективное управление городским хозяйством. В социальной политике тоже есть резервы - рост человеческого капитала и формирование гражданского общества.

Стоят задачи рационального использования бюджетных средств, повышения размера оплаты труда работников социальной сферы. Следует также отметить, что административная реформа, начавшаяся в 2004 году предполагала сокращение аппарата управления, фактически же общая численность чиновников увеличилась как в стране, так и в ЯНАО, сокращение их числа поможет найти средства для решения поставленной задачи.

Можно добиться успеха там, где есть большие резервы в повышении эффективности, например, в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Впереди еще много работы: создание эффективных управляющих компаний и товариществ собственников жилья; увеличение доли частных компаний в сфере ЖКХ; перевод компенсационных выплат малоимущим гражданам на оплату услуг ЖКХ на персонифицированные счета; завершение перехода к оплате полной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Потребителями инфраструктуры качества жизни являются жители региона. В нашем исследовании рассмотрены данные по пяти северным городам, основным занятием которых является добыча нефти и газа. При этом в каждом городе преобладает какая-то из крупных российских нефтегазовых компаний. Каждая из этих компаний располагает средствами, чтобы помочь администрациям муниципальных образований, а значит - повысить качество жизни и обеспечить устойчивое развитие северных городов.

Глава г.Муравленко
В.А. Быковский
Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер