Они возвращают имена без вести пропавшим героям
Их миссия вернуть имена без вести пропавшим героям Великой Отечественной войны. Ежегодно весной они отправляются в экспедицию, на былые поля сражений. И с честью несут «Вахту Памяти». Благодаря им подняты и перезахоронены тысячи солдат. Речь идёт о поисковиках. В Муравленко действует два поисковых отряда. Опытный «Ратибор» и молодой «Искра». Историю их создания расскажет Татьяна Бойко.
Этот год для отряда «Ратибор» юбилейный. Десять лет назад, в 65-годовщину Великой Победы, муравленковские поисковики впервые заявили о себе. Инициаторы и вдохновители создания клуба и отряда «Ратибор» семья Прасоловых. Поисковой деятельностью они загорелись сами и повели за собой других.
ИНЕССА ШВЕЦОВА, участник поисковой экспедиции отряда «Ратибор»: «Я хочу сделать что-то полезное, отдать дань тому, за что воевали наши деды, за то, что мы сейчас живем под мирным небом. Вживую ты их никак не отблагодаришь, хотя бы так».
АРТУР АДЖИБАЙРАНОВ, участник поисковой экспедиции отряда «Ратибор»: «Узнаю больше историю. Понимаю, что там воевали мои ровесники. Понимаешь, как они там воевали, как им тяжело было».
Эти и другие ребята уже давно окончили школу, а некоторые уже и вузы. А данной когда-то клятве: быть преданными поисковому делу, многие из них остаются верными до сих пор.
АНДРЕЙ ПРАСОЛОВ, командир поискового отряда «Ратибор»: «Мы с удовольствием их встречаем там у себя в экспедиции, мы радуемся, что они эту тему не оставляют, поддерживают и демонстрируют свои успехи как в социальной жизни, так и экспедиционной».
Среди таких поисковиков Андрей Гирш. Впервые на «Вахте Памяти» побывал в 2012 году. И уже тогда, прикоснувшись к истории руками, решил, поисковую деятельность не бросит никогда – это на всю жизнь.
АНДРЕЙ ГИРШ, отряд «Ратибор», г. Муравленко, 2017 г.: «На базе военной экспозиции, которая есть в университете, я создаю новую музейную экспозицию. Некоторые экспонаты я там использовал и работаю над развитием данного направления. У меня есть такая надежда: найти медальон или именную вещь, может боец там быть».
Каждую весну поисковый отряд «Ратибор» отправляется в район деревни Демяхи Бельского района Тверской области. Здесь собираются поисковики из разных уголков страны. Отряды стараются работать во всех направлениях. Тут куда ни ступи, в радиусе 4-5 километров слышится эхо войны.
С 41-го по 43-й в этих местах земля, что называется, вставала на дыбы. В начале войны наступление от Смоленска на Белый сдерживали 250-я и 134-я стрелковые дивизии. Но попали под катки немецких танков. Вражеские войска уверенно шли в сторону Ржева. Попытки перерезать артерию Белый – Смоленск не увенчались успехом.
КОНСТАНТИН СМИРНОВ, руководитель поисковой экспедиции «Бельский Плацдарм»: «Очень много было котлов окружения. Деревня Морозово до сих пор славна тем, что там произошло окружение порядка трёх тысяч солдат. Полковник Горбачёв доложил, что от дивизии остались единицы».
Более чем за 10 лет благодаря поисковикам, в том числе и отряду «Ратибор», в этих местах были обнаружены останки более 700 солдат. Их торжественно предали земле на мемориальном комплексе в деревне Демяхи. И пусть имена установили не многим, в Дни памяти и скорби вспоминают их всех, возлагая на могилы цветы и зажигая свечи.
Вот уже несколько лет на раскопки отправляются только опытные ратиборовцы, без участия школьников. Но это не значит, что ребята лишены возможности принять участие в «Вахте Памяти». По-настоящему влюбленные в поисковое дело школьники занимаются в отряде «Искра». О нём впервые услышали осенью 2015-го. Уже через полгода поисковики молодого отряда отправились в свою первую экспедицию в Ростовскую область, район станицы Боковской. В августе 42-го в тех местах шли ожесточённые бои. Советские войска несли колоссальные потери. Солдаты и офицеры так и остались лежать на полях сражений.
НИКИТА КОЛЕСНИЧЕНКО, член поискового отряда «Искра», 2016 г.: «Мы подняли первого бойца на переправе 154.9, он находился в окопе в сидячем положении, на его ногах сохранились ботинки, пара обычных ботинок. Достать его было очень сложно. Песок, глина, копать было тяжело, шел дождь, было очень трудно, но в итоге мы его достали».
В экспедицию школьники готовятся почти весь учебный год. Штудируют теорию, учатся работать со щупами и металлоискателями. Особое внимание уделяют туристической подготовке. Изучают и взрывоопасные предметы. Это нужно не только по технике безопасности. К примеру, по обнаруженной под землей гильзе можно сказать многое.
СТАНИСЛАВ ПЕТРОВ, в 2019 году командир отряда «Искра»: «Чтобы дети знали, чем отличается… на какой позиции они находятся».
О поисковых экспедициях школьникам напоминают артефакты, которые поисковики привозят с мест раскопок. Для тех, кто хоть раз побывал на «Вахте Памяти» это не просто экспонаты, а живая история. Хранятся они в «Музее памяти» в Центре патриотического воспитания.
АНДРЕЙ ПРАСОЛОВ: «Каждый из этих предметов уникальный. То, что они сохранились и то, что они дождались своего часа и будут представлены обозрению и в нашем городе, глубоко в тыловом районе по тем временам, эти вещи будут говорить, что и нас тоже эта история коснулась». (21.05.2018)
В этом году ни ратиборовцам, ни искровцам не посчастливилось нести «Вахту Памяти». Но в следующем году они обязательно отправятся в экспедицию, чтобы вернуть из забвения как можно больше имён.