16 апреля 2021
Автор: Татьяна Козарь

– Запас топлива – две тысячи пятьсот литров. Этого хватит на 12 часов работы при полной нагрузке. К запуску готовы, – рапортует по рации дежурный машинист участка двигателей внутреннего сгорания Пётр Белоконь.

На центральной котельной началась еженедельная тренировка по проверке работоспособности энерговагонов. На резервную подачу электричества у команды есть всего полчаса.

– Это оптимальное время, чтобы в минус 50-60 градусов мороза успеть запустить сетевые насосы, пока система не замерзла, – поясняет Руслан Куцый, главный энергетик филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Муравленко «Тепло». – Энерговагоны у нас есть на каждом объекте: водозаборе, комплексе очистных сооружений, третьей и четвертой котельных. Здесь самый сложный участок. Центральная котельная подает тепло на весь город, и чтобы запустить ее при внезапном отключении электроэнергии, нужен не один, а два таких генератора. Но установлены здесь три передвижные электростанции мощностью 1 100 киловатт.

С БАМа на Север

Некоторые из этих передвижных электростанций еще «трудились» на Байкало-Амурской магистрали. Срок эксплуатации энерговагонов рассчитан на десятилетия. На Крайний Север их доставили своим ходом. Они даже сейчас все на колесах, в боевой готовности. При необходимости их можно перевезти на любой другой участок, где потребуется экстренная подача электроэнергии.

Окна, двери, узкое пространство – это всё, что напоминает здесь о поезде. Большую часть вагона занимают дизельный генератор и специальное оборудование с многочисленными лампочками, рычагами, манометрами, наблюдение за которыми ведется в круглосуточном режиме. Раз в неделю механизм запускают.

– У нас на Севере есть удаленные поселки, у которых нет возможности подключения к общей системе электроснабжения, – рассказывает Руслан Михайлович. – Поэтому они работают только от таких вот энерговагонов.

9 часов аврала

Несколько лет назад из-за погодных условий – ураганного ветра, низкой температуры – начались перебои с подачей напряжения от внешней сети. Муравленковцы остались на долгое время без электричества, центральная котельная продолжала подавать тепло в дома благодаря резервному электроснабжению.

– Ох, и беготня тогда была, – вспоминают машинисты. – На протяжении девяти часов работали все энерговагоны – и на КОСе, и на водозаборе, и на третьей и четвертой котельных, и здесь, на центральной. Это было в начале марта, еще стояли крепкие морозы. Но мы справились.

Свет в вагоне погас, и рабочие засуетились. Машинисты стали запускать генераторы, внимательно следить за датчиками и делать записи в журналах, электрики – переключать сети котельной к автономному источнику питания. Рация не умолкает. Начальник смены управляет действиями персонала, контролирует процесс главный энергетик предприятия.

– Сейчас генератор работает на холостых оборотах, – продолжает пояснять Руслан Куцый. – Когда масло прогреется и наберет нужную температуру, а параметры оборудования выйдут на номинальные значения, один из вагонов подаст напряжение в электросеть котельной. Вот сейчас машинисты внимательно следят за приборами, в это время операторы котельной также спешно готовят свое оборудование к запуску. Сначала они включают сетевой насос меньшей мощности, чтобы тепло пошло в город. Для подачи напряжения от одного вагона у персонала по нормативу есть 20 минут. Сегодня отработали за 12. Затем генераторы вводят в синхронизацию, о чем я уже сказал, и подключают большой сетевой насос. После этого равномерно распределяют нагрузку на энерговагоны, всё это время они будут обеспечивать котельную электричеством, соответственно, в домах муравленковцев будет тепло. При необходимости будет произведена дозаправка вагонов, и работа будет продолжена до восстановления питания от внешних сетей электроснабжения.

Под прицелом видеокамер

Конечно, передвижные электростанции, как и сама центральная котельная, – объекты стратегические. Поэтому защищены от любого проникновения, в том числе и террористической угрозы, современной системой видеонаблюдения. Датчики реагируют на любое движение – как по периметру самой территории, так и за ее пределами, все сигналы поступают на пульт управления к охраннику. В ночное время объект дополнительно освещается в автоматическом режиме.

– Котельная – это сердце города, – говорит машинист Пётр Белоконь. – Работа здесь очень ответственная. Директор нас называет бойцами невидимого фронта. Без резерва никак. Мы всегда начеку. Например, приходя на смену, обязательно осматриваем всё оборудование. При необходимости производим замену фильтров, масла, следим за исправностью компрессора и других приборов, а также за чистотой вагона. После каждой тренировки восполняем ресиверы воздухом. Перед началом отопительного периода и при необходимости в процессе работы обязательно производится заправка топливом. Энерговагон всегда должен быть готов к любой аварийной ситуации.

А еженедельные учения позволяют выявить недочеты в наших действиях, а возможно, и дефекты в работе самих генераторов. Все навыки необходимо постоянно отрабатывать, здесь расслабляться нельзя, так как за нами – город.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер