В отдаленный поселок Катравож ее доставили вертолетом. На лодке добираться пришлось бы часа полтора от Салехарда. На «аннушке» же хватило двадцати минут. Дали молодой учительнице отдельную избушку, обеспечили дровами – живи и работай. Поначалу Гульмире было не по себе – вокруг только ханты и ненцы. Со временем она поняла: местный народ – щедрый и благодарный.
– Однажды принесли мне мешок рыбы. Я в ужасе! Думала, посадят меня за него. Весной мешок с утками привезли, вручают. Отказываться бесполезно – не возьмут обратно, – с улыбкой вспоминает прошлое Гульмира Абылгазиевна. – Все двери у них открыты, о воровстве не имеют представления. На каждого члена семьи – по собаке. Лайки не только сторожа, но и няньки для младенцев. Как-то в сентябре мы на вертолете собирали в тундре детей в школу (родители их прятали, не давали учиться в те годы). Вертолет висит, ты тем временем по веревочной лестнице спускаешься и поднимаешься. Две минуты стоянки стоили хороших денег по тем временам, поэтому вертолет не садился.
Раз в неделю вертолет сбрасывал над Катравожем ящики с почтой и посылками. Вестей с «земли» всегда ждали с нетерпением.
– Вертолет улетит, а ты ходишь и собираешь ящики по тундре. Грех жаловаться, мы в те годы не бедствовали. Под кроватью всегда лежали коробки с конфетами «Каракум», печеньем «Юбилейное». Большой кусок сливочного масла и головку сыра мне было сложно одолеть в одиночку, и я кормила всю округу. Местные научили меня хранить и готовить рыбу и оленину, – рассказывает наша героиня.
Два года в Катравоже
Выходец из династии педагогов Гульмира Абылгазиевна родилась в городе Фрунзе, ныне Бишкеке. Образование получила в Киргизском женском пединституте имени В. В. Маяковского. Таких женских вузов в СССР было всего два, второй в Казахстане.
– На Крайнем Севере я очутилась, можно сказать, случайно. В августе 1988 года приехала к своей подружке Алле на день рождения в поселок Харп. На тот момент я уже работала после института, – вспоминает молодость Гульмира Абылгазиевна. – И тут мама предлагает: «Оставайся на Севере, заработаешь, вернуться всегда успеешь». Так и получилось, что уехала на год, а осталась навсегда.
В Харпе вакантного места русоведа не нашлось, зато в школу-интернат села Катравож Приуральского района, что в 34 километрах от Салехарда, требовался и завуч, и учитель по природоведению, географии и русскому языку. Часов на одну учительницу – море. Отработав в Катравоже два года, Гульмира Акылбекова переехала в Салехард, где устроилась в шестую школу.
Каждый год Гульмира Абылгазиевна отправляется на проверку работ, которые пишут в рамках госэкзаменов, в окружную столицу. С удовольствием приезжает по работе, совсем недавно вернулась с проверки ЕГЭ по литературе, где снова повидалась со своими коллегами и бывшими учениками.
Потомственный педагог
В Муравленко молодая учительница попала по инициативе своего старшего коллеги Руслана Баскаева, с которым работала в Салехарде. Руслан Муратович приехал в Муравленко в 1991 году, руководил пятой школой. Через год в школу прибыл основной костяк учителей из Салехарда.
– Я присоединилась к ним в 1993-м, – рассказывает Гульмира Абылгазиевна. – Сначала работала учителем в третьей школе и заместителем директора в вечерней. Вскоре перешла в пятую школу, где и продолжаю трудиться до сих пор. В том же году встретила здесь свою вторую половинку, вышла замуж, родился сын Бекзат. Он сейчас работает на военном заводе закрытого типа в Казани. По профессии инженер-радиофизик, в моих родных. В маминой семье целая династия педагогов – физиков, математиков, технологов.
А вот на выбор ее профессии повлиял отец. По образованию историк, он долгое время работал в адвокатуре и правоохранительных органах. Дочь мечтала поступить на юридический факультет, но папа убедил, что профессия юриста – не для женщины.
– Он ограждал меня от любого пагубного влияния, переживал, чтобы никто не обидел. Говорил: «Лучше иди в учителя. Продолжи династию мамы». Я бесконечно благодарна родителям за воспитание, горжусь своей семьей. У родителей нас трое. Моя младшая сестра тоже филолог, работает в Ноябрьске переводчиком в российско-канадской компании. К сожалению, нашего братишки не стало в 2007 году. Его дочь я воспитываю как свою с пятилетнего возраста. Недавно Салика окончила девять классов. Это всесторонне развитый ребенок. Хорошо учится, рисует и поет, интересуется дизайном интерьера. И мы сделаем всё, чтобы девочка нашла свою дорогу в жизни, – уверена педагог.
Строгая, но справедливая
На сегодняшний день из-под крыла Гульмиры Абылгазиевны в Муравленко вышло шесть выпусков. Если она берет детей, всегда доводит до победного конца.
– Я не выбираю какой-то особенный класс, обычно это дети со средним уровнем успеваемости. Но из школы все они выходят, получив достойное образование и воспитание. Учитель я строгий, но справедливый. Сразу говорю детям, что не могу простить три вещи: воровство, подлость и ложь. И они знают, что этого нельзя делать категорически. Важно трижды дать детям возможность исправиться, чтобы они понимали, что шанс показать себя с лучшей стороны у них есть. Не бывает идеальных детей или идеальных классов.
За три десятилетия работы в школе случалось всякое, но одно могу сказать точно: все мои выпускники имеют образование и работают. Это прекрасные люди и специалисты – как в нашем городе, так и в других уголках России. В них воспитано чувство доброты, ответственности и патриотизма. Не забываю напоминать им слова Антона Павловича Чехова о том, что в человеке всё должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли, – говорит учитель.
Классный руководитель должен работать не только с детьми, но и с их родителями, считает Гульмира Абылгазиевна. Чтобы достучаться до родителей, нужно приложить максимум усилий, помочь им понять и простить ребенка, отнестись к его поступкам и поведению правильно.
– Были случаи, когда я приходила к ученику домой и беседовала с родителями. Утром ребенок уже по-другому разговаривал, иначе общался с одноклассниками. Влияние родителей очень важно, ведь не только школа воспитывает детей, – убеждена учительница. – Не понимаю, когда молодые родители говорят: мы отдали вам своих детей, вы обязаны их воспитать. В корне не согласна! Ребенок приходит в школу из семьи. Именно там он получает самые ценные понятия: что мать – это святое, а слово отца – закон.
Главное – стать Человеком
Сегодня уже бывшие ученики приводят к Гульмире Абылгазиевне своих детей, понимая, что учитель приложит все усилия, чтобы действительно дать их детям хорошие, прочные знания. Каждый выпуск педагога Акылбековой имеет хороший процент успеваемости по ее предметам. Хотя оценка, считает учитель, – не самое главное. Важно, чтобы ребенок стал человеком с большой буквы.
– Всегда говорю родителям учеников: что вложите в своих детей, то и увидите. Ваши усилия обязательно принесут свои плоды. Надо только верить в ребенка, дать возможность раскрыться, помочь во всех начинаниях. Дети, они как клад, надо только найти его. Обработать, как алмаз, и он засияет. Когда ребятишки приходят ко мне с горящими глазами, с идеями, о которых даже я, взрослый человек, не могла подумать, все наши мероприятия проходят на ура. В классах у меня всегда от 25 до 30 человек, и каждый занят делом, – рассказывает учитель. – Один отвечает за физкультуру, второй за труды, третий за учебные предметы, четвертый за экскурсии в какие-то интересные места. Если дети хотят этим заниматься, почему бы не дать им эту возможность?