Вторая жизнь Степана Милютина. Младший сержант ходил в разведку 47 раз
Зрелым 38-летним мужчиной, главой большого дружного семейства был дед Елены Балыбердиной, когда началась Великая Отечественная. Степан Милютин ушел на фронт в числе первых защитников большой страны. За четыре года немало утрат довелось пережить герою. Суждено было погибнуть по вине проклятого врага троим детям Степана Ивановича. Сам же он перенес тяжелое ранение, но сумел вернуться на разоренную фашистами родную Орловщину с победой.
Без малого 80 лет прожил бывший фронтовик и разведчик Степан Иванович Милютин. Дедушка Елены Николаевны родился 21 марта 1903 года в деревне Козинка Комаричского района Орловской (ныне Брянской) области. Перед войной один воспитывал детей, трудился счетоводом в колхозе. Даже в страшном сне не могло ему присниться, что мирно текущая сельская жизнь оборвется в один день…
Взяли 7 «языков»
Счетовод Милютин был призван Комаричским РВК Орловской области 19 августа 1941 года. Через пять дней Степан Иванович уже бил врага на Брянском фронте в составе 307-й стрелковой дивизии. Так продолжалось вплоть до серь-езного ранения, которое боец получил в сентябре 1941-го.
Всего за месяц, проведенный на фронте до ранения, помощник командира взвода разведки 307-й стрелковой дивизии 1021-го стрелкового полка Степан Милютин 47 раз ходил на задание. Как гласит наградной лист на орден Красной Звезды, под руководством младшего сержанта Милютина было захвачено 7 «языков». К сожалению, 22 сентября 1941 года начинающий, но многообещающий разведчик получил тяжелое ранение в кисть правой руки. Пришлось лечиться в госпитале вплоть до марта 1942 года. Кроме того, как выяснилось позже, это помешало ему в дальнейшем воевать в качестве разведчика.
После госпиталя Степан Милютин вновь вернулся на фронт, но уже в 1742-й зенитный артиллерийский полк 53-й зенитной артиллерийской дивизии противовоздушной обороны. До конца войны прослужил командиром отделения взвода снабжения и ремонта. В июле 1945 года был демобилизован и отправился в родную деревню. Но на разоренной войной Орловщине фронтовика уже не ждала большая семья...
Невосполнимые потери
Почти два года территория Орловской области находилась в гитлеровской оккупации. За это время многие населенные пункты были в буквальном смысле стерты с лица земли: оккупанты сжигали целые деревни, разрушали школы, больницы. Более 80 тысяч мирных жителей – старики, женщины, дети – были жестоко убиты, около 200 тысяч угнаны в немецкое рабство.
Погибла в 1942 году и дочка Милютиных – Маша, связная партизанского отряда. Беда не приходит одна… Младшего сыночка, 12-летнего Ваню, в ноябре 1943 года разорвало вражеским снарядом. В августе того же года умер от ран воевавший на фронте старший сын Степана Ивановича –
19-летний Пётр. Командир отделения 79-го стрелкового полка сержант Пётр Милютин скончался 12 августа 1943 года в эвакогоспитале № 1688 и был похоронен на кладбище города Россошь в Воронежской области.
Из четверых детей, рожденных в первом браке с их матерью Татьяной, умершей еще молодой до войны, выжила лишь дочь Антонина. Потом она стала матерью четверых детей и девяти внуков – правнуков Степана Ивановича.
Жизнь продолжается
За свои подвиги дедушка Елены Николаевны в 1945 году был награжден орденом Красной Звезды, в июне 1946 года – медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне в 1941–1945 гг.». Хранится в семейном архиве еще одна награда деда –
орден Красного Знамени. Но наградные документы на портале «Память народа» до сих пор не выложены. Эту неизведанную пока страницу жизни деда и прадеда его потомкам еще предстоит открыть.
Всего за месяц, проведенный на фронте до ранения, помощник командира взвода разведки 307-й стрелковой дивизии 1021-го стрелкового полка Степан Милютин 47 раз ходил на задание. Как гласит наградной лист на орден Красной Звезды, под руководством младшего сержанта Милютина было захвачено 7 «языков».