3 сентября 2021
Автор: Екатерина Сапаровская

Для Тамирлана Каримова этот учебный год станет первым. А для его старшего брата Амира – вторым. Мама, теперь уже двух учеников, Динара надеется, что Тамирлану будет проще адаптироваться к школе: он не такой непоседливый, как старший брат. Шустрому, подвижному Амиру оказалось непросто смирно сидеть сорок минут, не вскакивая с места. Домашнее задание чаще всего он делал вечером, когда родители возвращались с работы. Но теперь-то он «бывалый» школьник и готов опекать младшего!

Случается, что малыш, который с замиранием сердца ждал 1 сентября, через пару недель заявляет: «Не хочу в школу!». Это неспроста. Не бывает так, чтобы в школе ему «просто не нравилось». Здесь можно общаться со сверстниками, проявить себя и заслужить приятную похвалу, занятия разнообразные, среди них наверняка будут любимые предметы. Причина нежелания идти в школу есть всегда. Но не все дети могут ее назвать.

– В первые месяцы проводите с первоклассником больше времени, – говорит Елена Валько, заместитель директора по учебно-воспитательной работе пятой школы. – Постарайтесь взять отпуск. Пусть ребенок видит, что вы никуда не торопитесь и предоставлены ему. Вместе гуляйте, ходите в бассейн, читайте, делитесь мыслями о том, что прочитали. Это поможет ребенку снять напряжение. Приходите домой только вечером? Пригласите его на кухню, пока вы готовите, попросите рассказать, как прошел день. Поделитесь друг с другом своими маленькими секретами. Ребенок будет рад вашему вниманию и заботе, станет открытым и откровенным с вами и в дальнейшем раскроется, вы узнаете о его переживаниях.

Настроиться на позитив

Специалисты говорят, что перегрузки первоклассника сравнимы с теми, что испытывают космонавты на орбите. Даже если у него всё получается и педагоги им довольны, ему всё равно непросто. И задача близких – не добавлять стрессовых моментов, а помочь и поддержать.

– Главный совет родителям – настроиться на позитив, – говорит Елена Валько. – Утром, помогая сыну или дочке собраться, и по дороге в школу, говорите только о хорошем. Следите за своим состоянием. Не нагнетайте напряжение, если что-то не складывается. Вашу тревогу и нервозность, даже тщательно скрытые, ребенок всё равно «считает» и приумножит. Когда мама говорит: «Ты должен стараться красиво писать буквы, чтобы меня не огорчать», а писать красиво пока никак не получается, ребенок может очень расстроиться, почувствовать свою несостоятельность. И как результат –
потеря желания ходить в эту огорчительную школу!

«Ты уже взрослый!»

Порой родители требуют от семилетки слишком многое, взваливая на него всё бремя ответственности. Первоклассник – вчерашний детсадовец, но обязанностей у него стало намного больше. Надо собирать ранец, быть внимательным на уроках, делать домашнее задание. Думаете, это так просто? Никто волшебным образом не повзрослеет, едва переступив порог школы.

– Помогайте и контролируйте, расширяя границы самостоятельности и ответственности, отпускайте понемногу, – говорит Елена Валько. – Сначала ранец собирается в мамином присутствии, затем первоклассник с гордостью хвалится родителям, как умело сделал это самостоятельно. Если ваш ребенок еще не умеет читать, чтобы узнать, какие именно учебники и пособия по расписанию потребуются сегодня, помогите ему – назовите и покажите или попробуйте вместе прочитать названия необходимых книг, которые ученик положит в портфель. Поверьте, со временем он будет самостоятельно, и не только своевременно, но и с желанием собираться в школу.

«Мамина ляля»

Другая крайность – гиперопека со стороны родителей.

– Маме очень жаль было будить дочку в школу. Особенно зимой, когда так тяжело вставать! Спящую девочку мама одевала, укладывала на «ватрушку», привозила к школе и буквально заносила в вестибюль. Только тогда девочка просыпалась, но не до конца, дремала еще пол-урока и, конечно, отставала от одноклассников. В школе ей было некомфортно – здесь столько всяких «надо»! Другая мама первоклассника, забирая его из школы, вставала на колени, чтобы завязать ему шнурки. На виду у одноклассников, – рассказывает Елена Ивановна. – Конечно, его дразнили и обижали, называли «маминой лялей». Но стоит ли винить в этом мальчика или ребят, которые над ним смеялись? Хорошо, что мама своевременно сделала правильные выводы и начала с того, что купила обувь на липучках. А потом всё-таки научила сына завязывать шнурки.

Планшет – лучший друг?

Первые месяцы в школе проявят все недочеты и перегибы в воспитании. В том числе злоупотребление компьютерными играми и часы, проведенные наедине с гаджетами.

– Большинство компьютерных игр, которые любят дети, не развивают, требуют только многократного повторения одних и тех же действий. Кроме того, ребенку с планшетом не нужны друзья, он вполне доволен обществом гаджета. Часто не умеет общаться и дружить. Поэтому среди одноклассников теряется и хочет поскорее попасть домой. Выход очевиден: надо постараться наладить общение со сверстниками. Приглашайте одноклассников своего ребенка к себе домой или организуйте, например, совместные прогулки, игры, походы в лес, – советует Елена Ивановна.

Опытные педагоги уверены: большинство проблем в начале школьного обучения можно решить за два-три месяца, как раз столько длится период адаптации первоклассника. Если, конечно, разобраться с причинами и постараться поработать над ошибками совместно: и первоклассникам, и учителям, и родителям.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер