Крутые виражи судьбы торпедиста-подводника Алексея Ильченко
С Чёрным морем и военно-морским флотом в целом судьба свела дедушку Инны Бондаренко еще до войны. Восемнадцатилетний уроженец Донецкой области Алексей Ильченко был призван на действительную службу в 1938-м.
Первый год в армии провел на Китайско-Восточной военной железной дороге, где обслуживал мосты. Ничто не предвещало в его жизни крутых виражей последующих лет.
В 1940 году Алексей получил направление в школу подводников, которая находилась на Васильевском острове в Ленинграде, и окончил ее в звании старшины первой статьи. Тем временем произошло событие, изменившее жизни огромного количества людей, – началась Великая Отечественная война.
Первое боевое крещение новоиспеченные моряки получили под Ленинградом. На подходе к станции Дно эшелон с невооруженными еще новобранцами был обстрелян вражескими самолетами. Этот эпизод на всю жизнь врезался в память Алексея Андреевича.
Служба на «Нерпе»
В годы Великой Отечественной дедушка Инны Бондаренко служил старшиной группы торпедистов на различных подлодках. Сначала как старший специалист торпедист ходил в море на субмарине «Щ-205» («Нерпа»). С первого дня войны она неоднократно выходила на позиции врага, топила корабли противника. 4 декабря 1941 года, всплывая с грунта в районе Варны, «Щ-205» подорвалась на двух минах. Несмотря на полученные повреждения, подводники продолжили патрулирование, но по возвращении на базу субмарина сразу встала на аварийный ремонт, который продлился до середины весны 1942 года.
Попутно захватили маяк
Тем временем торпедист Ильченко в феврале 1942 года был послан на сухопутный фронт, где присоединился к защитникам Севастополя. В составе взрывной роты 3-го батальона легендарной 7-й батареи морской пехоты участвовал в боях, ходил в разведку. Впоследствии ветеран рассказывал потомкам, как в районе Керчи во время шторма их подлодка была обстреляна гидроавиацией и потоплена. В холодной мартовской воде выжившим пришлось пробыть почти четыре часа, пока из Геленджика не пришел спасательный катер. Алексея Ильченко и командира роты старшего лейтенанта Олейника спасли.
За свободу Севастополя
Много еще было разных событий на фронтовом пути старшины первой статьи. Выполняя в марте 1942 года задания командования по разведке в тылу врага, Алексей Ильченко получил осколочное ранение обеих ног и контузию правой руки. Лечение проходил в одном из госпиталей Севастополя. Уже через месяц едва поправившийся моряк был направлен в торпедную партию этого же города, где в составе опергруппы под командованием инженера-майора Гаврилова обеспечивал боевые корабли Черноморского флота торпедным орудием.
Еще до завершения 250-дневной обороны Севастополя, 17 июня 1942 года, старшину первой статьи Ильченко откомандировали в торпедную партию города Поти.
За ратные подвиги
Алексей Андреевич Ильченко награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941–1944 гг.».