3 ноября 2021
Автор: Юлия Сидарюк

Несколько поколений мужчин в роду Натальи Накисько верой и правдой служили Отечеству. Многое в семейной истории сегодня покрыто мраком, немало еще предстоит узнать потомкам о казачьем роде Косицыных. Но деда своего, Николая Кирилловича, защищавшего страну в тяжелые годы Великой Отечественной, Наталья Валерьевна помнит хорошо.

Среди наград участника Великой Отечественной войны Николая Кирилловича Косицына, которые хранятся у Натальи Валерьевны, есть два потемневших от времени Георгиевских креста III и IV степени. Имеется в семейном архиве и дореволюционное фото участника Первой мировой войны, прадеда Натальи Накисько, Кирилла Ивановича Косицына. Немного покопавшись в интернете, выясняю, что отлитые из чистого серебра Георгиевские кресты принадлежат его родному брату Никифору…

Согласно архивным документам, в 1915 году георгиевский кавалер был холост, служил младшим урядником 7-го Донского казачьего войскового атамана Денисова полка и 12 июня 1915 года был ранен в спину. Как сложилась судьба Никифора, потомки его брата не знают. Кроме того, в годы Первой мировой погибла сестра Кирилла и Никифора, которая служила на фронте сестрой милосердия.

История Всевеликого войска Донского, в состав которого с давних пор входил род Косицыных, тесно переплетена с историей России. С донскими казаками были связаны многие военные победы нашей страны. Отвага их давно стала примером служения Родине.

Личная жизнь – на потом

Неудивительно, что потомок казаков Николай Кириллович Косицын, когда пришло его время, оказался достоин памяти предков. Дедушка Натальи Валерьевны родился в вотчине Косицыных – казачьей станице Егорлыкской Ростовской области в декабре 1910 года. Ему было 30 лет, когда началась Великая Отечественная война. Срочную службу выходец из военного сословия царской России проходил в Грозном, там же остался и на бессрочную. К началу войны жениться и стать отцом Николай Кириллович не успел. Пришлось отказаться от личной жизни еще на несколько лет. С будущей супругой, матерью своего единственного сына, он встретился уже после войны.

Орден Красной звезды

Старший лейтенант Николай Косицын прошел славный боевой путь. С декабря 1941-го по январь 1943-го сражался сначала на Южном, затем на Прибалтийском и 4-м Украинском фронтах. Командир пулеметной роты 320-го гвардейского стрелкового Краснознаменного ордена Богдана Хмельницкого полка 129-й гвардейской стрелковой Житомирской Краснознаменной дивизии в боях с немецкими оккупантами проявил мужество и отвагу.

В сентябре 1942 года дивизия защищала Кавказ. В одном из боев на территории Кабардино-Балкарской АССР пулеметная рота старшего лейтенанта Косицына выбила противника из села Право-Урванского, захватив в плен трех гитлеровцев. Позже, в ходе освобождения города воинской славы Малгобека, Николай Косицын пошел в разведку и лично захватил немецкого языка.

В январе 1943 года в районе станицы Крымской старший лейтенант со своей пулеметной ротой выбил противника из опорного пункта и занял два дзота. Его подразделение уничтожило  около 60 немецких солдат и офицеров. В том бою Косицын был настолько серьезно ранен, что даже длительное лечение в госпитале не помогло полностью поставить его на ноги. В декабре 1944-го старшего лейтенанта комиссовали и отправили в запас. За проявленное в боях мужество и отвагу Николай Кириллович был удостоен правительственной награды – ордена Красной Звезды.

Семейный раритет

– В 1947 году Николай Кириллович женился на Марфе Александровне. Родился мой отец Валерий, их единственный сын, – рассказывает Наталья Накисько. – Дед работал на заводе по ремонту сельхозтехники. Через какое-то время семья переехала в город Майкоп. Потом перебрались в станицу Ханскую в Адыгее, где дедушка устроился на консервный завод охранником. В 1967 году они снова сменили место жительства, поселились в городе Ипатово Ставропольского края. Там на кирпичном заводе он трудился до самой пенсии. Папа рассказывал, что его деду во время Великой Отечественной было около 50 лет, но на фронт он не попал. Трудился на оружейном заводе и после войны продолжал работать там же. Пока отец служил, мы кочевали по городам Северного Кавказа. В 1990 году уже моя семья, как когда-то дедушкина, вернулась в Ипатово. Родители до сих пор живут там. Папа ушел в отставку в звании подполковника. Потом работал на телестанции ведущим инженером.

Дедушки Николая не стало 24 февраля 1996 года в возрасте 86 лет. Моему сыну Виктору, его правнуку, было полтора года. Мы с младшим братом Сашей хорошо помним деда. Он вкусно готовил, занимался домашним хозяйством, любил собак, а они – его. Был председателем уличного комитета в Ипатово, соседи очень его уважали. В доме имелось немного трофейной посуды, которую он привез с войны. В детстве я с интересом разглядывала немецкие тарелки, ложки, вилки и ножи. Очень хорошо их помню. А вот о своем боевом пути наш ветеран почти ничего не рассказывал.

Еще он увлекался фотографией, во время войны  снимал солдат. Да и после поработал в фотоателье фотографом. А бабушка была ретушером. Видимо, тогда они и познакомились. У моих родителей до сих пор хранится фотоаппарат дедушки. Это настоящий раритет, на треноге. Таких сейчас даже в музеях не найти…

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер