Галина Иваненко – преподаватель детской школы искусств, «крестная» многих муравленковских звездочек. Ее воспитанники – лауреаты международных конкурсов, призеры Дельфийских игр России, победители и обладатели Гран-при окружных вокальных фестивалей. В этом году Галина Леонидовна стала одним из семи лучших педагогов, удостоенных гранта губернатора округа.
А недавно завершился ямальский конкурс «Дорогами поколений», где ее ученицы также завоевали престижные награды. Кто может стать успешным исполнителем, обязательно ли для этого нужны природные данные и как развить талант ребенка, не лишая его детства, – об этом наша беседа с педагогом.
– Галина Леонидовна, вы преподаете на отделении эстрадно-джазового искусства. Почему выбрали именно это направление?
– Так распорядилась судьба. В Муравленко я приехала в 1996 году, устроилась на работу в детский сад «Солнышко». Потом меня пригласили в детскую музыкальную школу. Стала концертмейстером в классе вокала. Стояла у самых истоков создания эстрадно-джазовой студии. Тогда в Муравленко было мало профессионалов, имеющих специальное образование, а желающих заниматься – очень много. Позже предложили набрать класс по вокалу. Первый мой вокальный ансамбль назывался «Просто так». И сейчас это очень востребованное, популярное направление. Родители здесь, в Муравленко, готовы прикладывать максимум усилий и создавать все условия, чтобы их ребенок был на сцене и выступал успешно.
– Кто угодно может научиться петь? Голос вообще нужен?
– Голос – дело наживное, если есть желание учиться и хороший педагог. А если серьезно, надо разделять пение профессиональное и пение «для себя». Профессиональное пение – сложная и многоступенчатая задача. Здесь нужны и определенные данные. Мы можем развить способности ребенка, чтобы он раскрыл свой потенциал, но если говорить об успехе на сцене, в концертной деятельности, тут больше зависит от целеустремленности ученика и его родителей. Кстати, для многих семей вокал – это лишь одно из направлений, которое осваивает ребенок. У меня немало учеников, которые параллельно ходят и на художественную гимнастику, занимаются английским и при этом хорошо поют. Родители стараются максимально расширить границы, настолько грамотно организуют время ребенка, что он всё успевает. Таким папам и мамам честь и хвала.
– Но разве такой режим не изматывает ребенка? Не лишает его детства?
– Тут уже многое зависит от методики преподавания. Опытный педагог должен сделать так, чтобы ребенок с радостью бежал на его занятия и не просто не утомился, а даже не понял, что это был урок, что тут происходит какое-то образование. Я стараюсь, чтобы была постоянная смена деятельности, особенно это касается детей до семи лет, одну и ту же задачу мы в течение урока решаем по-разному. Занятия должны приносить успех и удовольствие или хотя бы только удовольствие.
– Чего, как правило, хотят родители, которые приводят к вам детей?
– Разного. Одни говорят: «Да пусть научится петь хоть немного, чтобы в семейном кругу мог что-то исполнить». Другие уже видят афиши с фамилией сына или дочери крупными буквами. Я поддерживаю такие здоровые амбиции. Они хотят, чтобы ребенок не просто приобрел какие-то навыки, но и добился определенных высот. Большинство ребят приходит целенаправленно, уже имея опыт и успехи. У нас ведь город-праздник, малыши начинают петь еще в детском саду.
– А если природных данных совсем нет?
– Всех детей мы сначала тестируем: определяем ритмичность, слух. Но на моей памяти было, наверное, всего пару случаев, когда я видела и говорила родителям, что ребенок не будет успешен в музыке и вокале. В таких ситуациях мы предлагаем попробовать себя на отделении художественного слова или в хореографической студии. Уверена, что у каждого есть какой-то талант, надо помочь его раскрыть.
– Актуально на сегодня: можно ли научиться петь, занимаясь дистанционно?
– Обучение в этом формате возможно, но не постоянно, а в течение небольшого периода времени. Например, если заложены основы на очных занятиях, то нужно дома просто продолжить. Услышать и поправить все нюансы, где ребенок ошибается, дистанционно довольно проблематично.
– В эстрадном пении, в отличие от академического, гораздо больше простора для воображения, любые недочеты и недостатки можно обернуть в «я так вижу». Вы согласны с этим?
– Нет, сейчас это не проходит. Возьмем конкурс «Дорогами поколений». В этом году положение изменили: одна патриотическая песня и одна на выбор – рок, джаз, романс – что угодно, поэтому каждый мог исполнить то, в чем он силен. Было новое, очень молодое профессиональное жюри. Потом разбирали каждое выступление, и мнения порой расходились. Любые находки, новое прочтение, оригинальная подача – всё это приветствуется. Но базовые требования к качеству исполнения остаются неизменными. Попадание в нужные ноты никто не отменял, хорошее, точное произношение, когда песня на английском, тоже никто не отменял.
– А кто-то из наших звездочек не собирается поучаствовать, например, в шоу «Голос»?
– Если кто-то захочет, я отговаривать не буду. Но «Голос» для меня – это именно шоу. Есть гораздо более серьезные профессиональные конкурсы, к победе в которых стоит стремиться. Например, Дельфийские игры.
– Вы вырастили немало местных знаменитостей. Эстрадно-джазовую студию окончили Юлия Гнатюк, Яна Рагимова, Виктория Булах. Карина Джилавян сейчас – преподаватель детской школы искусств, ваша коллега. А вы не испытываете разочарования, когда воспитанники выбирают другую стезю в жизни?
– Нет, конечно. Не все же должны быть певцами и певицами! Кто-то стал медиком, кто-то бухгалтером, но все сохраняют любовь к песне, она занимает в их жизни большое место, и это очень отрадно. Поют в различных самодеятельных коллективах, студенческих или корпоративных. Теперь музыка – часть их жизни навсегда.