Без орденов и славы. Свой вклад в Победу внесли родные Аркадия Кондратова
О везении отца Аркадия Алексеевича Кондратова и его братьев, в полном составе вернувшихся с войны, мы рассказали в прошлом номере газеты. Теперь речь пойдет о судьбе родных его мамы. Юные дочери Терентьевых надорвали здоровье, трудясь в годы войны на лесоповалах и военных заводах. В 1942-м на Калининском фронте одновременно пропали без вести отец и брат девочек. Загадка их исчезновения до сих пор не разгадана...
Терентьевы жили в деревне Иковское Белозерского района Челябинской (c 1943 года Курганской) области. В семье было пять женщин и лишь двое мужчин – глава семьи Василий Стефанович и единственный их с Ариной Мироновной сын Александр. Когда началась война, оба они, призванные Чашинским райвоенкоматом, добровольцами ушли на фронт.
Первым в сентябре 1941-го попрощался с семьей многодетный отец. Василию Стефановичу на ту пору было 42 года.
Из окружения вышли единицы
В архивных документах последним местом службы Василия Стефановича значится 611-й стрелковый полк 88-й стрелковой дивизии 31-й армии. Рядовой Терентьев пропал без вести 4 августа 1942 года. В списке потерь дивизии за август-сентябрь 1942-го значатся еще 277 человек. Из них одновременно с дедом Аркадия Кондратова пропало без вести 77 бойцов полка.
К сожалению, о судьбе сына Терентьевых Александра известно лишь, что он, как и отец, пропал без вести в августе 1942 года. Других подтвержденных военными документами подробностей попросту нет. Но родные рассказывают, что отец и сын воевали вместе на Калининском фронте. Дочери Терентьевых не раз вспоминали: мама утверждала, что приходило извещение из военкомата, где было указано, что ее муж и сын попали в плен. Но никакого документального подтверждения этой версии пока не обнаружено.
Помогали фронту
В суровые годы Великой Отечественной войны с врагом билась не только армия, но и гражданское население. Внесли колоссальный вклад в общую победу и труженики тыла, заготавливавшие древесину, которая была необходима стране и армии. Потребность в лесных ресурсах в те годы обеспечивали в основном женщины, подростки и старики. Старики и женщины работали вальщиками, девочки-подростки вывозили лес на лошадях, а мальчики грузили его на сани, разделывали и скатывали бревна в штабели. Вся работа выполнялась вручную, топорами и пилами. Изнемогая под непосильным бременем, они знали, что помогают фронту, а значит – своим отцам, мужьям и братьям.
На лесозаготовках с приходом войны оказались и четыре cестры Терентьевых – Парасковья (мама Аркадия Алексеевича), Анна, Нина и Юлия. Старшей Парасковье в 1941-м исполнилось восемнадцать, ее сестры были подростками и детьми. Работать приходилось в нескольких километрах от родной деревни.
Вместо пяти лет Парасковья Васильевна отработала три года на одном из заводов Челябинска. Стоя у конвейера, девушка протирала спиртом патроны. Работа тоже не из легких. Ее сестры так и продолжали всю войну пилить лес. Тяжелые испыания тех лет, выпавшие им в совсем юном возрасте, все они достойно выдержали.