Предмет изображения. У Нурии Садриевой рисуют все: и взрослые, и дети
– А вы знаете, что такое линия горизонта?
Вот чем хороший учитель отличается от просто педагога: несколько минут беседы, доходчивое объяснение базовых понятий – и в голове словно включается лампочка: «Теперь понятно!». После этого на все произведения изобразительного искусства смотрю иначе, хотя бы отчасти понимая, сколько алгебры в этой гармонии.
Сначала была интуиция
Родилась Нурия Фаридовна в Таджикистане. Когда начала рисовать, сейчас уже не помнит. Кажется, что всегда. Домики, цветы, принцессы в красивых платьицах – всё, что обычно рисуют девочки. Эти картинки очень нравились подружкам и одноклассницам. И вот однажды учитель по рисованию взял портрет ее очередной принцессы и показал, как надо правильно изображать человеческое лицо, соблюдать пропорции.
После школы Нурия Садриева окончила Ленинабадский государственный педагогический институт имени С. М. Кирова, получив специальность учителя по черчению, рисованию и труду. А в 1992 году вся семья вынуждена была покинуть бывшую советскую республику. Новым местом жительства стал город Муравленко. Здесь Нурию Фаридовну пригласили преподавать в детскую художественную школу. И вот уже 25 лет, как она обучает муравленковских детей рисунку, живописи и композиции. Несколько лет успешно работала заместителем директора по внеклассной работе, но по ее собственному признанию, с удовольствием вернулась к своим любимым занятиям и полностью погрузилась в живопись и преподавание.
Красота изменчивого мира
Муравленковцам хорошо известны работы Нурии Садриевой – в городе прошло тринадцать ее персональных выставок. Натюрморты, портреты и, конечно, пейзажи, написанные маслом, акварелью и пастелью. В графике она предпочитает творить карандашом, линером, гелевыми ручками, тушью и пером. Особое место занимают работы, посвященные Великой Отечественной войне, основой, по ее словам, послужили подлинные снимки фронтовых фотографов. Абстракций и загадок с двойным дном в произведениях Нурии Садриевой нет, предмет изображения всегда узнаваем и вызывает эффект присутствия внутри картины. Глядя на разнообразные пейзажи ямальской природы, ощущаешь запах осеннего леса и прохладный ветерок с озера. Или вдруг обнаруживаешь, как оказывается, много оттенков у теней деревьев на снегу, подсвеченных скупым северным солнцем…
Известная формула
Ее уроки дети начинают посещать с 11–12 лет. В этом возрасте ребята уже способны понять, что такое перспектива, трехмерное пространство и прочее. Но для того чтобы на плоской поверхности холста или бумаги возникло живое объемное изображение, мало просто знать каноны, нужно терпеливо и усидчиво тренировать руку, глазомер.
Таким образом открыли и развили творческие способности и навыки десятки учеников Нурии Фаридовны. Многие продолжили учебу в профильных учебных заведениях Челябинска, Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, куда попасть совсем непросто – планка на вступительных испытаниях весьма высока. Так, с гордостью педагог говорит о своих учениках, поступивших в художественные вузы и колледжи: Юлия Моргунова и Дмитрий Васылка – в институт архитектуры и дизайна Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, Татьяна Пипусь – в политехнический институт архитектуры национального университета во Львове, Юлия Крюкова – в Строгановское художественное училище.
Успех учеников равен успеху учителя. Город ценит своих лучших педагогов. Знак признания и благодарности – размещение портрета Нурии Садриевой на городской Доске почета в этом году.
Творчество окрыляет
Кстати, в ДХШ учатся рисовать не только дети. Азы изобразительного искусства осваивают муравленковцы самых разных профессий и возрастов. И даже начинающие художники могут показать публике
свои работы. Сейчас в школе организована выставка «сНежность», на которой представлены произведения педагогов, учащихся и дебютантов всех возрастов на тему зимы. В планах «Артели художников», которую возглавляет Нурия Фаридовна, – регулярно проводить тематические выставки, чтобы каждый, кто хочет творить, подняться над суетой будней и выразить себя, мог это сделать.