5 марта 2022
Автор: Юлия Сидарюк

Прадед Софьи Дивнич по материнской линии был восемнадцатилетним мальчишкой, когда его призвали на фронт зимой 1942-го из родного Алтайского края. Танкист, стрелок-радист, командир башни, вожатый собаки-миноискателя Иван Дмитриевич Черников прошел всю войну. Участвовал в крупном сражении на Куршской косе. Дважды лечился в госпитале после серьезных ранений и контузии, но вновь вставал в строй защитников Родины.

Родился Иван Дмитриевич 22 сентября 1923 года в селе Верх-Зиминка Алейского района Алтайского края. Когда Ване было восемь лет, ушла из жизни его мама Софья, и отец остался с семью детьми на руках. С юных лет братьям и сестрам Черниковым пришлось познать все тяготы труда.

– Интересно, что в родном селе Черниковых прозвали по роду занятий Пастуховыми, – рассказывает правнучка ветерана. – Потому что мой прапрадед Дмитрий Лукьянович пас овец. Едва окончив три класса, Иван стал помогать отцу и больше в школу уже не вернулся. В сентябре 1941 года ему исполнилось 18 лет, но на фронт прадеда забрали не сразу. Шла уборочная страда, и лишние руки, тем более мужские, были необходимы колхозу.

Танковое училище

В конце зимы 1942 года Иван Дмитриевич был призван Алейским райвоенкоматом в Красную армию. Около четырех месяцев проходил обучение в Саратовском танковом училище. Обучался он на ленд-лизовской (от английского lend-lease – система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов и прочего странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны) технике – танке «Матильда II». После окончания училища 29 июля 1942 года вчерашнего курсанта отправили на фронт стрелком-радистом танкового экипажа.

– Свой боевой путь наш прадед начал в составе 135-го гвардейского стрелкового полка 46-й гвардейской стрелковой (позже Краснознаменной) дивизии из города Великие Луки Псковской области на пехотном танке «Матильда II» (или коротко «Мк.II»), – рассказывает правнучка. – Иван Дмитриевич говорил родным, что танкисты хлебнули горя с этой техникой. Она была оснащена летними гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в зимних условиях. Случалось, скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Чтобы как-то справиться с этой проблемой, на гусеничные траки  приходилось наваривать специальные металлические шпоры. Между фальшбортами и гусеницами часто набивалась грязь, которая замерзала и лишала танк возможности двигаться дальше. Приходилось через каждые 4–5 километров останавливаться и очищать ходовую часть ломом и лопатой. В ходе войны чужеземные танки были заменены на наши Т-34.

Экипаж машины боевой

– Моя бабушка Юлия Ивановна рассказывала, что Иван Дмитриевич был стрелком-радистом и занимался обслуживанием радиостанции. Он вспоминал: «Дальность связи на ходу у рации была около шести километров. У пулемета стрелка-радиста был плохой обзор и узкий сектор обстрела. Я помогал механику-водителю, справиться с коробкой передач стоило огромных усилий. На самом деле это очень страшно – находиться в танке, особенно летом. Он превращался в кусок раскаленного железа», – продолжает Софья.

Экипаж танка типа Т-34 состоял из четырех человек. Слева от орудия у приборов наводки располагался командир танка, по другую сторону – командир башни. В отделении управления находились механик-водитель и радист-пулеметчик. В дальнейшем Иван Дмитриевич Черников из радистов перешел в командиры башни.

В ноябре 1943 года, в ходе боев на Куршской песчаной косе Иван Дмитриевич был тяжело ранен в плечо. В полевом госпитале хирург хотел ампутировать руку, но солдат не дал: «Лучше умру, чем жить без руки!»

– По воспоминаниям бабушки, ее отец тогда выдержал адские боли, но руку удалось сохранить. А вот осколок в легких остался. Позже Ивана Дмитриевича наградили медалью «За отвагу». Ведь прадед «не щадя своей жизни и не отступая перед угрозой смерти был стойким и мужественным защитником Родины», как писал в наградном листе его командир, – с гордостью и волнением говорит правнучка героя.

Вожатый-минёр

После лечения в госпитале Ивана Черникова направили в Ульяновскую школу собаководов, где он отучился на вожатого-минера, затем служил  в отдельном батальоне собак-миноискателей.

Стремительное передвижение моторизованных частей Красной армии потребовало от инженерных войск быстро вести работы по прочистке дорог от минных заграждений. Подразделениями минно-разыскных собак был проведен эксперимент: посадить вожатых с животными на бронетехнику и, выбрасывая их вперед для проверки и разминирования дорог и обочин, обеспечить безопасность движения. Таким образом, скорость обследования дорог собаками достигала 40–50 километров в сутки. Кроме того, у них было огромное преимущество перед приборами – животные могли учуять взрывчатку в любой оболочке: дереве, стекле, металле, асбесте. Уже в конце 1943 года почти все инженерные части Красной армии обзавелись собаками-миноискателями.

Ровно через год после первого пребывания в госпитале, в ноябре 1944 года, под селом Полыковичи Латвийской ССР в составе 604-го стрелкового полка Иван Черников снова был тяжело ранен. На этот раз пришлось лечить в госпитале ногу и руку. После Победы остался на службе и домой в Алтайский край приехал лишь в 1947 году.

– Мой прадедушка прошел всю войну рядовым солдатом. Вернувшись домой с ранениями и контузией, женился на нашей прабабушке Татьяне Ильиничне, – вспоминает рассказы бабушки Софья Дивнич. – Родилось семеро детей, двух из которых похоронили еще младенцами. Долгие годы  прадед работал в колхозе. Мы гордимся им, одним из победителей. И благодарны ему за нашу мирную жизнь.

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер