Уже более сорока лет водитель ООО «Муравленковская Транспортная Компания» Александр Морозов управляет большегрузами. За всё это время у него ни разу не было желания сменить профессию. Говорит, что шоферить мечтал с детства.
В том, что выбранное дело доставляет массу радости Александру Юрьевичу, убедилась и я. Сначала наше интервью мы записывали в кабинете. Передо мной сидел достаточно скромный человек, неохотно раскрывающий факты своей биографии. Разговорить его было сложно. Но стоило ему оказаться в кабине своего новенького «Урала», как лицо нашего героя засияло. Это был уже совершенно другой Александр Морозов – счастливый, уверенный, смелый, словоохотливый.
В Муравленко он приехал в 1985 году уже с небольшим опытом, который получил на Нефтекамском автозаводе в Башкирии.
–Когда я только приехал на Север, сразу же отправился в УТТ-6, так до сих пор здесь и работаю. Название организации изменилось, а суть осталась, – рассказывает Александр Юрьевич. – Предприятию тогда были остро необходимы водители спецтехники. А у меня как раз открыты все категории. Сначала дали ГАЗ-66, на котором было установлено специальное оборудование: прибор опускался в нефтяную скважину и пробивал образовавшиеся там пробки. Через год перевели на КамАЗ с бочкой. И я стал возить водно-солевые растворы для глушения скважин. Закачивали их туда с помощью другой спецтехники – агрегатов. Вода прижимала нефть, и пока та не фонтанировала, рабочие поднимали трубы. Потом меня пересадили на «вакуум» – машину, применяемую для откачки нефтешлама и технических вод. Зимой возил нефть с «разведок», а летом собирал ее на порывах. На ней я проработал более шестнадцати лет.
От истоков к цивилизации
Вся работа Александра Морозова сконцентрирована вокруг нефтепромыслов. В 80-е, когда он только начинал свой трудовой путь на Ямале, рядом с поселком Муравленковским в разработке находилось лишь одно месторождение. Сейчас МТК обслуживает более семи, то есть работы стало в разы больше, требования к качеству ее выполнения тоже возросли.
–Зато значительно улучшились условия труда, – рассказывает водитель. – Тридцать лет назад теплых боксов не было, техника стояла на территории под открытым небом. Производственный подогрев в виде длинной трубы, к гусакам которого и подсоединялись все автомобили, с трудом спасал ситуацию в сильные морозы. Поэтому на работу порой приходили за несколько часов, проливали горячей водой систему охлаждения ДВС, заводили, ждали, пока хорошо прогреется двигатель, и только потом выезжали. Проще было тем, кто работал в две смены, так как их машина не успевала остыть. Помню, на Умсейском месторождении попадали в сильные метели, приходилось по трое суток, а то и больше, ждать, когда расчистят дорогу.
Сегодня у ветерана труда транспортной отрасли современный модернизированный «Урал» с ярко-синего цвета кабиной и такой же видной оранжевой бочкой «за плечами». По внешнему лоску и не скажешь, что в ней он доставляет на месторождения нефть, там ее нагревают до нужной температуры и разогревают ею скважины, промывают оборудование. Говорит, работать на новой технике – одно удовольствие.
–Вот только если сломается, самостоятельно не отремонтируешь, – сетует Александр Юрьевич. – Надо вызывать электронщика, потому что сейчас практически всё компьютеризировано. Когда начинал шоферить, учился практически по винтику разбирать и собирать свою кормилицу – как сделаешь, так и поедешь. Старшие коллеги подсказывали, помогали.
Родина – здесь
Четыре года назад Александр Морозов вступил в ряды пенсионеров, но на заслуженный отдых пока не собирается – не представляет себя без руля. Два-три выходных в месяц, говорит, в самый раз. Его супруга Любовь Ивановна, кстати, встретил он ее здесь, в Муравленко, давно не работает, ждет, когда муж закончит трудовую деятельность. Их единственная уже взрослая дочь Анастасия зовет родителей на постоянное место жительства к себе, в Новосибирск.
–Мы, конечно, подали документы в управление муниципального имущества на участие в программе переселения. Очередь подойдет, будем переезжать, надо быть ближе к детям, – говорит Александр Юрьевич. – Но родина моя здесь. Большую часть своей жизни я прожил в Муравленко. Приехал – еще города не было, одни общежития и несколько первых улиц: Энтузиастов, Молодёжная, Школьная. А сейчас – современные спорткомплексы, новые скверы, детские площадки. Видна забота о людях. Вот я не знаю лично руководства города, никогда не пересекался, но результаты их труда вызывают во мне уважение. Глядя, как они стараются для нас, и самому хочется более упорно и добросовестно работать.