Тревел-блог: прислушаться к зову тундры
Северяне привыкли проводить свой летний отдых за пределами округа, там, где теплее. Свой отпуск я решила посвятить жизни в палаточном лагере на берегу реки Таз. И это было лучшим решением в завершении лета. Без фальши.
Как всё началось? В июле увидела новость о старте приема заявок на этнографическую экспедицию «Зов тундры». В этом году проект был посвящен изучению красноселькупской местности. Недолго думая, отправила заявку и прошла отбор.
Вибрации предков
Смотреть на уходящий закат и вдохновляться живописными видами под августовским солнцем… Таким я изначально представляла путешествие. Но резкое ухудшение погодных условий дало четко понять: никакой романтики, только хардкор.
Жители Красноселькупа встретили группу самобытно и тепло. Мы прошли специальный обряд очищения «няромда"мбва». Думаю, он помог нам в дальнейшем полностью погрузиться в атмосферу таинственных мест. Почему таинственных? Именно там в 1672 году с лица земли исчезло некогда богатейшее и оживленное поселение Заполярья – Мангазея. Мы прозвали его «ямальской Атлантидой». В районном краеведческом музее хранятся уникальные артефакты прошлого. Но это было не единственным поразившим меня открытием.
На второй день мы отправились разбивать лагерь в особенном месте – на объекте культурного наследия регионального назначения «Станция Сидельниково, разъезд Долгий». Добраться до него можно только по реке, дорога заняла около часа на катере. Сотовая связь там отсутствует от слова совсем, и это прекрасно. Никто и ничто не отвлекает от состояния «здесь и сейчас». Наш лагерь находился буквально среди остатков известной в народе «мертвой дороги» – стройки № 503. Железная дорога, которая должна была соединить европейский север России с сибирским Заполярьем, начала строиться в 1947 году. Через 6 лет после смерти Иосифа Сталина она так и не была закончена.
Одним из 75 поселков, обслуживающих возведение пути, был Долгий. Мы его, конечно же, обследовали, а точнее то, что от него осталось. Когда-то населенный пункт имел свой узел связи, школу, детский сад, метеостанцию. Были там и библиотека, клуб, больница, пекарня, ферма, конюшня. Постепенно жители стали покидать поселение. К 1960 году Долгий опустел. Как и железная дорога, он превратился в руины и развалины.
Там, где не сорят
Удивительно, как некогда многолюдное место, где кипела полноценная жизнь, превратилось в экологически чистое и будто нетронутое пространство. Здесь сон намного крепче и дышать можно полной грудью. Местные его берегут и чтут. Наверное, так выглядит по-настоящему чистый Ямал. Поэтому не боишься пить речную воду, а вокруг – обилие северных даров: водяника, голубика, клюква, кедровые орешки, дикий лук, щавель и даже малина… Глаза разбегались от такого количества ямальской вкуснятины.
Чувствуешь себя здесь выносливее, сильнее и готовым на подвиги. Неудивительно, что участники экспедиции практически с первой попытки справились с управлением катамараном. В первую ночевку нас застал проливной дождь, и даже палатки не выдержали такой напор ливня. Вещи и спальники, конечно же, были затоплены. Тогда мы стали командно вычерпывать ладонями воду, а спальники сушить у костра по очереди. Сильно пострадавшим местные добродушно предоставили места в своих палатках и даже поделились собственными спальниками.
Быть преданным своему дому
В Красноселькуп добраться можно только на вертолете из Нового Уренгоя, Тарко-Сале и Тюмени. Груз доставляют либо вплавь баржей, либо по небу. От этого цены на продукты и необходимые товары логически завышены. Привычных для нас сетевых магазинов нет. Всего одна аптека, и та по воскресеньям не работает. Службы доставки в Красноселькуп не добираются. Отсюда без определенной надобности невыгодно, как мы привыкли для «проветриться», уехать на выходные в Ноябрьск или Сургут. Признаюсь, диалог с местными меня растрогал. Всё, о чем написано выше, для них неважно. Большинство даже и не задумывается о смене места жительства. Ведут вполне современный образ жизни. Но при этом почитают, любят и уважают свой дом и его историю.
К нашей группе относились не как к очередным туристам, а как к самым уважаемым гостям. Местные привозили нам приготовленные после рабочего дня блины, ящики домашних огурцов и картошки, а капитан катера приготовил на всю команду грузинский шашлык. Добросердечность, искренность и щедрость – ключевые качества красноселькупцев, которые я с большой радостью прочувствовала и ответила тем же.
Наш округ не заканчивается на 13 муниципалитетах. Он намного больше, чем мы представляем. Только подумайте: площадь Ямала в полтора раза превышает территорию Франции или Испании. Поселки, села и деревни наполнены историями поколений и уникальными неизведанными местами.
Ямал туристический? Определенно, да. Исследования уголков родной земли пропитывают не только историческими познаниями, но и ценными жизненными мудростями. Знать о месте, в котором ты живёшь, необходимо. Путешествуйте! Уверяю, Ямал откроет для вас свои самые красивые истории.