Бессмертный полк. Двенадцать шрамов войны
Почти сорок лет было многодетному отцу, когда началась Великая Отечественная война. Не иначе, родился он под счастливой звездой.
Ушел Кузьма Васильевич Катков из родного села на фронт в сентябре 1941-го, вернулся в 1944-м. И пусть на теле солдата почти не осталось места, не поврежденного пулей или осколком, ему посчастливилось вернуться к своей семье – вырастить дочерей, увидеть появление долгожданных внуков, успеть подержать их на руках.
Герой трёх войн
Три долгих года провел он на передовой, в самом пекле сражений. В 1944 году после многочисленных ранений был комиссован по инвалидности. Домой наш фронтовик вернулся с неработающей правой рукой и кучей болячек в придачу. Проходят десятилетия, но дед по-прежнему в наших сердцах, и память о нем передается следующему поколению семьи.
«Говорящие» медсправки
Кузьма Васильевич Катков был призван Шенталинским РВК Куйбышевской области 9 сентября 1941 года. Уже через неделю вчерашний колхозник бил врага на действующем фронте, а 22 сентября получил первое из своих многочисленных ранений. В декабре 1942-го не привыкшего прятаться за спинами товарищей бойца настигло второе, а в марте 1943-го – третье ранение. О них рассказывает целая пачка медицинских справок из госпиталей, в которых Кузьма Васильевич лежал по два-три раза в год. Документы эти, бурые от засохшей на них солдатской крови, до сих пор хранятся у его потомков.
Вот справка с печатью медицинского учреждения для легкораненых бойцов, выданная младшему сержанту 459-го стрелкового полка Кузьме Васильевичу Каткову 29 января 1943 года, с пометкой: «…Находился на излечении с 20 по 29 января 1943 года по поводу легкого пулевого ранения правого предплечья. Выписывается в часть».
Чуть позже в составе 5-го танкового корпуса солдат отбыл на Западный фронт. Долго воевать не пришлось. Справка из эвакогоспиталя № 1892, располагавшегося в городе Вязники Ивановской области, датирована апрелем 1943 года. Там младший сержант 44-го стрелкового полка Кузьма Катков восстанавливался после «слепого осколочного ранения левого бедра и касательного осколочного ранения кисти правой руки».
В августе того же года фронтовик получил осколочное ранение в грудь. Уже через десять дней врач эвакоприемника написал: «Раны зарубцевались, осколок удален, общее состояние в норме. Выписан в батальон выздоравливающих на пять дней».
Не останавливали ни пули, ни осколки
Во вторую годовщину своего пребывания на действующем фронте – в сентябре 1943 года – уже командир отделения 5-й стрелковой роты 39-го пушечного артиллерийского полка РГК 10-й армии Западного фронта младший сержант Катков был представлен к медали «За отвагу».
Храбрый фронтовик, никогда не прятавшийся за спинами товарищей, еще не раз был ранен на поле боя, но всегда возвращался в строй, чтобы продолжать гнать врага с родной земли. Казалось, ни пули, ни осколки не могли остановить этого яростного напора. Однако медики посчитали иначе. Кроме медицинских справок в семье сохранилось свидетельство об освобождении Кузьмы Каткова от воинской обязанности. «...По освидетельствованию 29 июня 1944 года комиссией при эвакогоспитале № 1028 признан негодным к несению воинской обязанности с исключением с учета по группе II ст. 49 расписания болезней приказа НКО ССР 1942 года № 336 и снят с воинского учета. Подлежит переосвидетельствованию...»
В 1955 году Кузьма Васильевич был признан инвалидом III степени без дальнейшего переосвидетельствования. Боевые ранения, без сомнения, сказались на здоровье ветерана. Он ушел из жизни в 1972 году в возрасте 70 лет.