Бессмертный полк: в семье Ирины Ломанн – свои герои Великой Отечественной войны
Как у каждого из нас, в семье Ирины Михайловны Ломанн есть своя история периода Великой Отечественной войны. Снимок, с которым потомки Ивана Яковлевича Муллина 9 Мая выходят в рядах «Бессмертного полка» на улицы Муравленко, был сделан во время войны и датирован 28 марта 1944 года. Его Иван прислал своей любимой с подписью: «Помни меня до последнего дня, Клава...». Забегая вперед, скажем: у этой истории – счастливый конец.
Три танкиста
Будущий фронтовик, артиллерист Иван Яковлевич Муллин родился в Башкирии в 1926 году. Он был из поколения юнцов, призванных в последние месяцы войны вслед за старшими братьями и отцами.
К 1941-му в семье Муллиных росло пятеро детей. Отец Ивана Яков Павлович Муллин ушел на фронт в числе первых – 14 июля 1941 года. Вся мужская ответственность за семью легла на плечи пятнадцатилетнего Ивана, старшего из детей. К счастью, отец вернулся живым. Судя по документам, имеющимся на портале «Память народа», красноармеец 144-й курсантской стрелковой бригады Яков Муллин попал в эвакуационный госпиталь № 3104 по болезни и в июле 1942-го был признан негодным к дальнейшей службе.
К 1944 году Иван достиг призывного возраста. С февраля по октябрь курсант 40-го учебного танкового полка проходил обучение. Получив военно-учетную специальность, юноша был направлен на действующий фронт. С октября 1944-го по ноябрь 1945-го служил в 1050-м самоходном артиллерийском полку заряжающим самоходной противотанковой артиллерийской установки СУ-100. Случайно или нет, но попал он в один экипаж со своими двоюродными братьями Иваном и Фёдором.
– После войны строчки из популярной советской песни мой дед всегда пел на свой лад: «Три танкиста – три веселых БРАТА, экипаж машины боевой», – с улыбкой вспоминает Ирина Михайловна. – Механиком-водителем в экипаже их СУ-100 был Иван Васильевич Муллин, окончивший учебку вместе с моим дедом.
В боях под Кёнигсбергом 18 февраля 1945 года их машина была уничтожена. Спасая командира экипажа, своего брата Фёдора, от гибели, Иван Яковлевич получил ранение в плечо. Оно оказалось настолько тяжелым, что счастливую весть об окончании войны 9 мая 1945 года младший сержант встретил в госпитале.
– После войны дедушка женился на своей любимой девушке, в будущем моей бабушке Клавдии, которая ждала его с фронта, – продолжает рассказ Ирина Михайловна. – В 1946 году у молодых родился первенец Николай, а за ним еще четверо детей: Галина, моя мама Валентина, Владимир и Надежда. В первые послевоенные годы Иван Яковлевич возил зерно из колхоза в город Мензелинск, трудился дорожным рабочим. В 50-х годах окончил при Учебном комбинате Башпотребсоюза города Уфы курсы заведующих складами сельхозсырья. Работал завскладом, снабжал продукцией сельские учреждения. Дедушка Иван был строгим и сдержанным человеком, о войне почти не рассказывал. Он ушел из жизни 27 февраля 1983 года, но навсегда остался в наших сердцах и памяти.
Оружие Победы
СУ-100 – советская противотанковая самоходная артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков, средняя по массе. Серийный выпуск машины был начат на «Уралмашзаводе» в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года.
Милиционер и труженица тыла
– Моя бабушка Клавдия Егоровна Муллина, в девичестве Зарубина, как и ее муж, родилась в Бакалинском районе Башкирской АССР в многодетной семье. Она была старше моего деда на пять лет, поэтому перед войной успела получить профессию педагога и даже поработать учителем начальных классов. Однако в сентябре 1941-го она оставила школу и всю войну трудилась продавцом в сельпо, – говорит Ирина Михайловна. – После войны, когда они с дедом поженились и переехали в райцентр Бакалы, бабушка устроилась буфетчицей в райпотребсоюз, где вскоре стала завскладом и проработала в этой должности до 75-летнего возраста. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Из жизни наша труженица ушла 15 февраля 2014 года, пережив своего супруга на 31 год...
Покоится в братской могиле
Погиб на фронте старший брат Клавдии Семён, который был старше ее на 12 лет и работал в городском отделе милиции города Белорецка. Вместе с еще семью сослуживцами Семёна Зарубина призвали 27 августа 1942 года. Шестеро из них навсегда остались на фронтах Великой Отечественной… Спустя три месяца жена Семёна Егоровича Мария, тоже работавшая в милиции, получила извещение: «Ваш муж, рядовой стрелок 1049-го стрелкового полка 300-й стрелковой дивизии Семён Егорович Зарубин пропал без вести 1 ноября 1942 года под Сталинградом». Как выяснится позже, погиб в бою. Прах Семёна Зарубина покоится в братской могиле в городе Волжском ныне Волгоградской области.
Боевой путь
В 1942 году 300-я стрелковая дивизия сражалась против немецко-фашистской группировки, прорывавшейся к Дону. Летом была выведена на переформирование и в августе-сентябре 1942-го доукомплектована выходцами из Башкирии. Через месяц дивизию направили на Сталинградский фронт. Она прибыла в район города Камышина, откуда выдвинулась на оборону Сталинграда. Оказалась в окружении, но с честью вышла из него под своим боевым знаменем. Части дивизии поддерживали связь со сталинградцами, помогая огнем своих батарей. Всего за период с 1 октября по 1 ноября 1942 года 300-я стрелковая дивизия 57-й армии потеряла 557 человек начальствующего и рядового состава. Среди них – рядовой стрелок Семён Зарубин.