17 января – День детских изобретений
17 января во всем мире отмечают День детских изобретений. Ежегодно более 500 тысяч детей и подростков погружаются в мир технологий со своими проектами, которые рушат стереотипы и создают новую реальность.
Десятилетний Тимур Халиков робототехникой в Центре детского творчества занимается шесть лет. Говорит, что очень любит собирать движущиеся модели лего, а еще интересней их программировать. В копилке юного изобретателя – множество различных проектов. Сейчас вместе с педагогом проводит испытания необычного минипринтера.
В числе наиболее масштабных – проект «Покорение Марса». Космическая станция, летательные аппараты, вездеходы, спутники, ракеты. На одной площадке более 10 роботов, и у каждого своя миссия.
ТИМУР ХАЛИКОВ: «В этом проекте первое задание – нужно спутник переместить, чтобы он мог связаться с Землей. Потом на Земле есть другой спутник связи, нужно его активировать. Он активируется в самом конце, чтобы всё соединялось».
Создавать роботов, «оживлять» трехмерные модели, управлять искусственным разумом. На занятиях робототехникой дети превращают фантастику в реальность. Для этого нужно лишь одно – желание ребенка.
АНДРЕЙ ДЕНИСОВ: «Мы сначала конструируем модель, потом программируем ее. Главное – рассчитать скорость и сколько оборотов надо поставить, чтобы оно правильно поехало. Сейчас изучаем датчики. У нас есть специальная машина, на которой мы это изучаем».
Педагог и наставник юных изобретателей – Серафима Москаленко. На ее занятиях ребятам всегда интересно. Обучение проходит поэтапно – от элементарного к сложному. Сначала дети собирают простые модели, затем постигают основы механики и переходят к продвинутому уровню – робототехнике.
СЕРАФИМА МОСКАЛЕНКО, педагог дополнительного образования: «Они изучают, прорабатывают программки, чтобы всё это работало. Чтобы не мимо проехал, а именно в нужную точку подъехал. В этом, конечно, у них бывают проблемы, но мы старательно боремся с этим».
Робототехника способна заменить занятия сразу в нескольких кружках. Она развивает логическое и системное мышление, учит мыслить нестандартно, усиливает внимание и память, воспитывает самостоятельность и наблюдательность, развивает пространственное мышление и воображение.
ГЛЕБ ГРИЦАЙ: «Мне нравится всякие механизмы делать, особенно запускать».
ЕГОР ГРИЦАЙ: «Мне нравится и конструировать модели, и с 3D-ручкой делать, и лего собирать, понравилось в прошлом году собирать полицейский участок».
Водные лыжи, меховые наушники, калькулятор и шрифт Брайля. Все эти изобретения объединяет одно – их создали дети. Не отстают и муравленковские девчонки и мальчишки. В планах у ребят разработать, например, самоходные кроссовки.
ЕГОР ГРИЦАЙ: «Приходишь домой, надеваешь кроссы, и тебе даже не надо ходить, кроссы сами едут. Ты им говоришь: «Кроссы, везите меня на кухню!». И они едут на кухню».
ГЛЕБ ГРИЦАЙ: «Я бы хотел изобрести такую щетку, которая будет сама тебе чистить зубы».
ИЛЬЯ КРАСНОВ: «Машину времени, чтобы попасть в будущее и взять оттуда всякие вещи и показать своим родным».