Первоклассники успешно проходят адаптацию к школе
Начало школьной жизни для многих детей становится серьезным испытанием. И как они переживут его, зависит и от родителей, и от учителей. Как уверяют психологи, если объединить усилия, ребенку будет намного легче влиться в учебный процесс.
У вчерашних дошколят новый этап жизни. Воспитателей заменили учителя, а вместо привычных игр и развлечений теперь уроки. Школы создают все условия, чтобы адаптация детей прошла максимально безболезненно. К примеру, уроки у первоклашек на 5 минут короче, всего 35 минут. Есть динамические паузы с интересными занятиями. Чтобы новоиспеченным первоклашкам было ещё легче усидеть на одном месте, во время урока им предлагают физминутки.
А еще в первый год обучения никаких оценок и домашних заданий. Уроки строятся так, чтобы максимально заинтересовать и вовлечь ребёнка в образовательный процесс.
НАТАЛИЯ ЛОСКУТОВА, учитель начальных классов школы № 2: «На уроках я стараюсь использовать игровые приёмы. Один из таких приёмов игрофикации – это наша мотивационная доска. Она очень помогает мотивировать на обучение и участие во всех конкурсах, мероприятиях».
Адаптация первоклассников длится от двух недель до полугода. У одних она проходит незаметно, у других болезненно. Очень важно не пропустить этот момент. Психологи рекомендуют ежедневно интересоваться успехами ребенка. Если он отвечает неохотно, а в школу идёт без желания – это первый тревожный звоночек.
ЛЕЙЛА РАЙХ, педагог-психолог школы № 2: «Как понять, что у ребенка есть нарушения психофизиологии? Прежде всего, это ухудшение сна, аппетита, ослабление иммунитета. Поэтому здесь важно, чтобы родитель пришёл к психологу, нашему школьному фельдшеру, пообщался, побеседовал, и в целом вместе мы поможем ребенку хорошо адаптироваться к школе».
Психологи называют и признаки успешной адаптации. Тогда ребенок весел и спокоен, легко заводит друзей, принимает правила школьной жизни, легко встаёт по утрам и с удовольствием рассказывает, как провёл время в школе.
«Мне нравится еда, нравятся уроки, особенно мне нравится спортзал».
«Мне нравится всё, особенно учителя».
«Мне нравится писать прописи, мне нравятся учителя».
Готовность к школе помогает определить мониторинг, который проводится для всех ямальских первоклассников. При этом проверка не затрагивает умения детей читать, писать и считать. Ребята выполняют несложные и интересные задания.
НАДЕЖДА ТКАЧЕНКО, заместитель директора школы № 2 по учебно-воспитательной работе: «Дети выполняют 4 методики, очень простые задания. Например, методика первая – «Рисунок человека», нужно нарисовать человека, методика вторая – «Графический диктант», под диктовку учителя дети вычерчивают соответствующую фигуру. Вроде как бы задания в этих методиках простые, но ведь они разработаны на научной основе. И я очень рада, с каким чувством ответственности, понимания относятся современные родители к проведению этого мониторинга».
После проведенного исследования педагоги и родители получат рекомендации по оптимальной поддержке детей на этапе вхождения в школьную жизнь.