Флаг Ямала – на Великой Китайской стене
Этим летом Китай стал заметно ближе. Учитель второй школы Елена Холявко в числе других педагогов из округа проходила образовательную стажировку в Поднебесной. А старшеклассники Айдар Шайдуллин и Андрей Пасечник вместе с другими ямальскими подростками практиковались в разговорном английском языке и начали осваивать азы китайского.
Наши ребята погружались в языковую среду в университете Сучжоу. Побывали также в Чаншу и Шанхае. Жили в общежитии университета, посещали местные частные школы, общались с преподавателями и учащимися на английском. Китайский язык им преподавал директор университета, который в свое время учился в России и прекрасно владеет русским.
Древняя восточная страна, явившая миру экономическое чудо в XX веке, оказалась многоликой и во многом неожиданной.
– Молодые китайцы очень почитают древнюю культуру своей страны. Многие увлеченно занимаются каллиграфией. При этом у них есть и свои рэперы, и свои рокеры, такая же современная музыка. И блокбастеры, как выяснилось, мы смотрели одни и те же. Общаться нам было легко и интересно, – рассказывает Айдар. – Китайцы задавали нам массу вопросов о Ямале, поражались рассказам о 40-градусных морозах и северном сиянии. Были и забавные ситуации. Например, нас вполне серьезно спрашивали, правда ли, что многие россияне в качестве домашних питомцев держат медведей… Удивило, что в Шанхае, где население более 26 миллионов, нет никакой суеты. Мы много перемещались, но ни разу не попадали в пробки. То же самое можно сказать и про Сучжоу. Рано утром все парки и сады полны людей самого разного возраста, которые занимаются ушу. Здесь очень развит внутренний туризм, большинство посетителей музеев и других достопримечательностей – жители самой Поднебесной.
Программа стажировки педагогов с Ямала была очень насыщенной. За две недели – пять городов: Аньян, Кайфэн, Пекин, Чанчунь и Лоян. Посмотрели самые знаменитые храмы. Среди них пекинский храм Конфуция – учителя десяти тысяч поколений, как называют великого философа китайцы, ламаистский храм Юнхэгун, храм Белой лошади в Лояне, буддийские святилища-гроты Луньмэнь.
– Большинство из этих мест поклонения – памятники истории, культурное наследие. Как нам поясняли экскурсоводы, в Китае всего 1-2 процента верующих, – рассказывает Елена Холявко. – Современные жители этой страны верят в первую очередь в себя. Шаолинь – всемирно известный буддийский монастырь, живет своей жизнью, которая закрыта для туристов. Процветают платные школы боевых искусств при монастыре, где обучаются дети с трех лет. Там мы были зрителями удивительного шоу: мастер кунг-фу попадал дротиком в воздушный шарик через стекло, которое не разбивалось, – на нем оставалось лишь маленькое отверстие.
Мастер-класс игры на гучжэне
Знакомились наши туристы и с новейшей историей и экономикой КНР, учились рисовать и изготавливать печати в традиционном стиле и играть на гучжэне, китайском струнном инструменте, и, конечно, участвовали в чайной церемонии. Оценить современные технологические достижения КНР смогли в музее градостроительства, поразила и ни на что не похожая архитектура Олимпийской деревни в Пекине.
– После завершения экскурсий и цикла презентаций по истории и традициям Китая мы разрабатывали проекты по внедрению изучения китайской культуры в наши образовательные программы, – говорит Елена Александровна. – И пришли к тому, что это возможно не только на уроках истории. На занятиях по физкультуре можно вводить элементы ушу, на математике рассказать о традиционной китайской системе счисления, на уроках изобразительного искусства изучать старинную живопись и каллиграфию и так далее. Это, безусловно, расширит горизонты знаний наших ребят.
Кстати
Курс на Восток региональная система образования взяла по поручению губернатора Дмитрия Артюхова. Старшеклассники, которые демонстрируют высокие результаты в учебе, могут повысить знания иностранных языков за счет прохождения бесплатной практики и из первых уст узнать об истории и культуре стран Востока.
Фото: личные архивы Елены Холявко и Айдара Шайдуллина