Многопрофильный лицей: территория высоких достижений
Муравленко – первый город на Ямале, который 17 лет назад внедрил старшую школу и объединил учащихся десятых и одиннадцатых классов в одном учреждении. Сегодня такие школы открывают по всему региону.
Лицеисты Муравленко показывают отличные результаты на госэкзаменах и становятся победителями конкурсов и олимпиад. Очередную награду в копилку достижений учреждения принесла одиннадцатиклассница Азалия Мирхайдарова. Ученица одержала победу во Всероссийском конкурсе сочинений.
Азалия Мирхайдарова – ученица одиннадцатого класса многопрофильного лицея, отличница и активная участница олимпиад и конкурсов. В этом году ее совместная работа с педагогом Любовью Яровенко победила во Всероссийском конкурсе сочинений среди более 300 участников из разных регионов страны. «Словарь Вознесенского» – это воспоминание о великом поэте через призму его творений. Сочинение написано на основе стихотворений и символизирует бессмертие вечных ценностей: любви, честности, уважения к родителям, памяти о прошлом.
АЗАЛИЯ МИРХАЙДАРОВА, ученица 11-го класса многопрофильного лицея: «Я давно интересовалась творчеством Андрея Вознесенского, он мне очень нравился, мне нравились его стихотворения, было интересно более детально погрузиться в его тематику стихотворений, и также находить определенные связи и в его биографии. Безусловно, я научилась более правильно формулировать свои мысли, когда писала сочинение, и это уникальная возможность попробовать себя немного в другой сфере, в другой теме и осознать, что я могу намного больше, чем сама думаю».
В сочинении ценится широта познаний, оригинальность идеи, содержание, жанровое и языковое своеобразие, грамотность. А ещё умение ученика обнаружить в жизненной истории писателя что-то лично для себя. Азалии как раз удалось неординарно подойти к материалу и покорить членов жюри. Её сочинение войдет в сборник лучших работ конкурса.
ЛЮБОВЬ ЯРОВЕНКО, учитель русского языка и литературы многопрофильного лицея: «Когда пишется творческая работа, тут главное, чтобы два человека, ну или вообще сколько человек в этой работе участвует, смогли почувствовать друг друга. А мы с ней смогли. Она очень ответственная, и она такой ученик, который идёт рядом с тобой, да, не позади тебя, а рядом с тобой. И это, конечно, способствует тому, что она добивается таких больших успехов, тем более она очень много и сама занимается и читает. И поэтому с ней очень легко и замечательно работать, тем более что человек таким исследовательским складом ума обладает, что тоже очень важно».
Это высокое достижение Азалии далеко не первое. Ранее девушка одержала победу во Всероссийском конкурсе Малой академии наук, также стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
АЗАЛИЯ МИРХАЙДАРОВА, ученица 11-го класса многопрофильного лицея: «Стоит сказать особое спасибо моему преподавателю, который меня поддерживал всегда и везде. И, безусловно, лицею – это такая платформа, которая целенаправленно готовит людей занимать самые высокие места».
Ежегодно в многопрофильном лицее обучаются порядка 400 старшеклассников. И их результаты впечатляют. Лицеисты входят в топ-3 по региону по результатам ЕГЭ. Только в прошлом году из лицея выпустились 15 золотых медалистов. Ребята активно участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников и успешно справляются с конкурсными испытаниями.
АННА ЕРМИЛОВА, директор многопрофильного лицея: «В прошлом году у нас было три призера регионального этапа по литературе. Мы традиционно занимаем хорошие места именно по литературе, русскому языку, физической культуре. Это при том, что в лицей города Муравленко специального отбора учащихся нет. У нас приходят дети, которые желают продолжить свое образование в вузе в будущем».
Многопрофильный лицей – это инновационная старшая школа. Здесь созданы все условия для того, чтобы ребята смогли проявить и развить свои способности, получить качественное образование и определиться с выбором профессии. Главная его фишка – профильное обучение. За время учебы направление можно поменять, и не один раз. Сделать осознанный выбор лучше в школе, уверены педагоги, чем поступить в вуз, а затем менять профессию.
АННА ЕРМИЛОВА, директор многопрофильного лицея: «У нас 15 групп разных профильных направлений, связанных с будущей профессией, которую ребята в последующем выбирают. У нас есть еще индивидуальный учебный план, когда учащиеся уделяют уже большее внимание тем предметам, которые им нужны. Есть возможность часть предметов изучать по ускоренному учебному плану, то есть изучить их в 10 классе, а в 11 классе уже даже не вспоминать об этом. Есть возможность очного обучения разным предметам. То есть поле для десятиклассников широкое».
С самого основания в лицее создавали среду, в которой школьникам комфортно не только учиться, но и всесторонне развиваться и отдыхать. Особый акцент на адаптацию ребят при переходе в новую школу. Благодаря таким мероприятиям лицеисты легко осваиваются в новом учреждении, знакомятся со сверстниками, формируют навык, который поможет им в университете. Подготовка к школе ведется еще с 9-го класса. Например, сейчас в городе проходит Ямальская профильная школа.
ОЛЕСЯ БОЛОТОВА, заместитель директора по воспитательной работе: «В ближайшее ( каникулярное) время мы работаем с девятиклассниками, работаем в направлении знакомства и погружения, первичное погружение в образовательную среду через различные профильные школы. У нас на этих каникулах уже прошли две кадетские школы для всех парней и девчонок города, которые желают обучаться в кадетском классе. У нас также проходит бизнес-школа сегодня и планируется педагогическая школа».
Созданы здесь условия и для развития творческого потенциала подрастающего поколения, занятий проектной и исследовательской деятельностью. Работает «Точка роста», предметные лаборатории по химии и физике, молодежное арт-пространство, музыкальная студия, где во внеурочное время занимается лицейская рок-группа, мини-кинозал, медиалаборатория, квартирник, видеостудия, коворкинг, комфортная библиотека и многое другое. В 2023 году лицей стал муниципальной площадкой РДДМ, в которую входят более 60 ребят со всех школ города.
ДАМИР ХАМИДУЛИН, ученик 11-го класса многопрофильного лицея: «Лицей – это такое место, где получаешь не только знания, но и навыки. Лицей достаточно современное место, я считаю, что это школа будущего. С лицея выходят люди, которые уже готовы к жизни, выходят специалистами».
ПОЛИНА МАТЮШЕНКО, ученица 11-го класса многопрофильного лицея: «Мне нравится учиться в многопрофильном лицее, потому что здесь очень много возможностей для молодежи. Я, например, обучаюсь в психолого-педагогическом классе, у нас есть определенные курсы, после которых мне могут выдать сертификат, и при поступлении в вуз я получу дополнительные баллы».
Отмечу, что Муравленко – первый город на Ямале, который 17 лет назад внедрил старшую школу и объединил всех старшеклассников в одной образовательной организации. В последние годы такие учреждения открывают по всей стране.
СТАНИСЛАВ ИВЖЕНКО, заместитель директора Регионального института развития образования: «Этот опыт был уникальный, аналогов по стране не было – ориентировались только на экспертные мнения, исследовательские позиции. С 2018 года в Москве и Московской области появился проект «Школа старшеклассников». Коллеги подтверждают: когда они проектировали идею старшей школы, они опирались именно на опыт города Муравленко».
В рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» в новом учебном году в отдельных школах начали учиться старшеклассники Салехарда, Лабытнанги, Губкинского и Тазовского района. В остальных муниципалитетах сейчас прорабатывают модели будущих школ. Планируется, что их откроют 1 сентября 2024-го. Опытом реализации инновационной старшей школы коллектив многопрофильного лицея теперь делится с ямальскими коллегами.
ОЛЕСЯ БОЛОТОВА, заместитель директора по воспитательной работе: «Мы принимаем участие в видеоконференциях, где муниципалитеты уже представляют доработанные модели старших школ, тех школ, которые планируют открыть в муниципалитетах. Принимаем участие в роли экспертов, в роли людей, которые имеют уже определенный опыт, а опыт у нас старшей школы – 17 лет. И мы в силу того багажа знаний и опыта можем дать определенные советы».
Каждый муниципалитет вправе сам выбирать направления обучения 10-х и 11-х классов в зависимости от потребностей. Власти возлагают большие надежды на внедрение старшей школы в регионе. Системный результат планируют увидеть уже через несколько лет.
ДМИТРИЙ АРТЮХОВ, губернатор Ямала: «Муравленковский опыт, как известно, один из самых лучших результатов у выпускников как раз в этой старшей школе Муравленко. Собственно, опираясь на опыт города, и решили это сделать общерегиональной практикой. Мы везде стараемся сделать это на базе либо абсолютно новых школ, либо серьезной, глубокой модернизации, чтобы сам переезд был в хорошие новые условия. Проект развернулся по всему Ямалу. Кто-то вступает в этом учебном году, кто-то будет вступать в следующем».