Один из 195. Рядовой Макар Козлов погиб, освобождая Орловщину
В ходе Курской битвы были освобождены поселок Новгородский, деревни Жиркино и Желтоводье Орловской области (ныне Брянской). Дорогу войскам преградила высота 246,1. Местность с нее просматривалась в радиусе пятнадцати километров. Высоту держали два немецких батальона пехоты, 8 танков, 15 противотанковых орудий при поддержке четырех артиллерийских дивизионов. Подступы фашисты заминировали.
Сегодня уже никто точно не скажет, но предположительно при штурме этой высоты 14 августа 1943-го и погиб рядовой 273-й стрелковой дивизии Макар Козлов. В эти дни вместе с еще 36 боевыми товарищами солдата похоронили в братской могиле у деревни Желтоводье. В ней покоится прах 195 советских воинов, погибших в боях с фашистами при освобождении Орловщины.
Всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, но память о ней жива. Она в безмолвных обелисках, на страницах книг, в кино и на уличных баннерах, на интернет-сайтах. Она в старых семейных альбомах. Есть такой и у Нины Григорьевны Копа. С потертой от времени 80-летней фотокарточки смотрит на внучку дед Макар, навсегда оставшийся молодым.
Переселенцы
Козловы были переселенцами с Украины. В годы Первой мировой войны бежали от голодной жизни за Урал, да так и остались, основав свою деревню – Добровольное. Деревенская жизнь протекала тихо и спокойно. Никто и не догадывался, как скоро миру придет конец. Война ворвалась в судьбы людей, разрушая привычный уклад. Многих мужчин в первые же дни призвали на фронт, провожали их всей деревней. Скоро пришел черед и отца большого семейства Макара Козлова. Было ему в ту пору всего 33 года. Проводила Александра Андреевна мужа на войну и ждала в надежде, что врага разобьют быстро.
– Три годика было моей маме Екатерине Макаровне, когда ее отца призвали на фронт, – рассказывает Нина Григорьевна. – Единственное детское воспоминание осталось у нее: когда прощались, папа высоко-высоко поднял ее над головой. Таким – сильным и добрым – он остался в памяти дочки навсегда.
Страшно представить, какую боль испытала Александра Козлова, получив в августе 1943 года похоронку на мужа. На руках у молодой еще женщины оставалось пятеро детей, один меньше другого. В извещении значилось: «Пропал без вести».
– Моя мама вспоминала, как ее бабушка, мать Макара Ивановича, выбежала из дома и долго кричала слова проклятия фашистам, – добавляет внучка фронтовика. – Долго не верили извещению, с надеждой ждали мать и жена своего солдата. Им хотелось, чтобы произошла ошибка. Еще долго приходил к бабушке Шуре во снах ее любимый Макар…
«Подарочки от зайчика»
Огромная тяжесть легла на плечи женщин, которые заменили ушедших на войну мужчин. Не щадя себя, пахали они землю и сеяли хлеб, в одиночку поднимали детей.
– Я часто вспоминаю о своей бабушке – труженице тыла, солдатской вдове и матери-героине Александре Андреевне Козловой, – продолжает свой рассказ Нина Григорьевна. – Слишком много горечи и потерь выпало на ее долю. Рано осталась без родителей, воспитывалась у родственников, об учебе в школе не было и речи. Когда вышла замуж за Макара Ивановича, вместе работали в колхозе. В дружной семье один за другим появились ребятишки: Татьяна, Зоя, Владимир, Екатерина и Зинаида.
Военные годы были очень трудными, вспоминали впоследствии дети Козловых. До позднего вечера они оставались дома с бабушкой Федосьей Максимовной, матерью отца. «Сидим на печке, слушаем сказки, а в трубе завывает ветер, – рассказывала дочери Екатерина Макаровна. – И, наконец, вот они – мамины шаги в сенях! Скрипнули замерзшие валенки, открылась дверь – и сквозь густой белый клубок тепла и холода – улыбающееся лицо мамы...»
Каждый раз Александра Андреевна приносила своим крохам «подарочек от зайчика» – маленькие кусочки хлеба каждому. Только спустя годы они поняли, что это был ее дневной паек. Мать отказывала себе, чтобы уберечь малюток от голода.
– О чём думала бабушка бесконечными одинокими ночами, трудно даже представить, – вздыхает внучка труженицы тыла. – Жить без мужа было нелегко. Рассчитывать приходилось только на себя. Уставшие от непосильной работы, истерзанные болью за своих близких на фронте, с надеждой ждали солдатские жены и матери вестей с фронта. Увы, некоторые получали казенные конверты со страшными известиями.
Вдовья доля
Рядовой 971-го стрелкового полка 273-й стрелковой дивизии, в тот период воевавшей в составе 11-й армии на Брянском фронте, Макар Козлов погиб в августе 1943-го в ходе Орловской наступательной операции.
– Всего 33 года было бабушке, когда она осталась одна. Вдовство. Это слово означало потерять надежду на счастье и опору на крепкое плечо мужа. Невозможно постичь безутешное горе в одночасье осиротевшей семьи. Но жизненные трудности не сломили мою бабушку, а сделали сильнее, – уверена Нина Григорьевна. – Закончилась проклятая война. Тысячи вдов остались на долгие годы наедине со своим горем – недолюбленные, недоласканные. Бабушка Шура исполнила свой долг перед погибшим мужем: сохранила всех пятерых детей, вырастила порядочными и добрыми людьми. Да и сама сумела не очерстветь душой. Помню ее ласковые руки и добрые, теплом лучившиеся, глаза. Ее любви хватало на всех нас – детей, внуков, правнуков. Помню, с каким интересом бабушка рассматривала «Азбуку» с правнучками, с каким желанием училась читать. Не пришлось ей сидеть за партой в школе, поэтому своим детям привила любовь к знаниям. Три ее дочери стали учителями, сын – добросовестный труженик, был награжден многочисленными медалями.
В 2001 году Александра Андреевна Козлова умерла, прожив на свете 91 год. Через несколько лет после ее смерти на сайте объединенной базы данных «Мемориал» потомки нашли информацию о месте захоронения Макара Ивановича, прежде недоступную его родным.
Капля в море слёз
Эта история – лишь капля в море слез, пролитых в семьях наших погибших за годы той войны соотечественников. Море это никогда не высохнет, ведь светлая память о погибших навсегда останется в сердцах их родных. На протяжении десятилетий, пока жива была Александра Андреевна, 9 Мая многочисленные потомки Макара Козлова съезжались в деревню Добровольное, чтобы вместе с бабушкой возложить цветы к обелиску с именами погибших односельчан, отдав дань памяти и своему отцу, деду и прадеду, погибшему ради мира на родной земле.
– Однажды моя сестра Галина побывала на месте захоронения деда и привезла оттуда горсть земли, которую мы смешали с землей на могиле бабушки. В сентябре 2023 года по нашей просьбе были возложены на братскую могилу в Желтоводье живые цветы. За это спасибо добрым и неравнодушным людям! – с благодарностью говорит Нина Григорьевна.