Женское лицо малого и среднего бизнеса
Число женщин-предпринимателей растет с каждым годом. В среднем по России их доля в малом и среднем бизнесе составляет более 40 процентов. Муравленко следует общероссийскому тренду. Сегодня в городе работают 917 предпринимателей и 1 500 самозанятых. Из них немалую долю составляют представительницы слабого пола.
«Еще бы мне резиночку хорошую такую...»
«А, ластик вам нужен?»
«Да, чтоб хорошо стиралось».
Ластики, ручки, карандаши, тетради. Всего 8 тысяч наименований. Этот канцелярский магазин в Муравленко работает уже более 20 лет. Он много раз переезжал. Но постоянные покупатели находят его в любой точке города.
ЛИДИЯ КРИВОЗУБОВА, покупатель: «Вот сколько он существует, вот столько сюда и хожу. Потому что качественный товар, всё вовремя, если закажешь, привозят всё всегда. Другого канцелярского магазина лучше для меня нет на данный момент. Поэтому постоянно сюда и хожу».
Хозяйка магазина – Елена Чеджемова. На Север приехала в 1987-м. Работала на базе ОРСа, которая обеспечивала продуктами и промтоварами поселок Муравленковский. Прошла путь от продавца до замдиректора.
ЕЛЕНА ЧЕДЖЕМОВА, индивидуальный предприниматель: «Сложностей было много, они всегда преодолимы. Если человек хочет работать, работает».
Когда торговая сфера перешла в частные руки, Елена занялась предпринимательством. Товаровед по образованию с интересом погрузилась в новую деятельность. Свободных ниш в бизнесе было много. Методом проб и ошибок нашла свою, которую занимает до сих пор.
ЕЛЕНА ЧЕДЖЕМОВА, индивидуальный предприниматель: «В основном работали с организациями в большинстве случаев. Это сейчас у организаций есть корпоративные карты, а раньше всё это было по счету, всё оплачивалось, приезжали, получали товар. Сейчас работают многие организации также. На маркетплейсах они не закажут этот товар, потому что им нужны отчетные документы».
Бухгалтерию предприниматель ведет сама. Налоговый кодекс – ее любимая настольная книга. Главное правило в работе с покупателями – быстро отвечать на их запросы.
ЕЛЕНА ЧЕДЖЕМОВА, индивидуальный предприниматель: «Сегодня попросили какую-то мелочь, может, ее еще не изобрели, но я уже завтра ее найду, привезу, и будет человеку товар».
В далеком 1988-м приехала на Север и Татьяна Коротаева. Определяющим в выборе профессии стала любовь к чтению. Работе в книжном магазине женщина посвятила более 40 лет.
ТАТЬЯНА КОРОТАЕВА, индивидуальный предприниматель: «Я очень люблю свою работу. Возраст мне позволяет, я вполне могла бы и дома сидеть, но у меня муж на земле, по сути дела, а я здесь. Потому что я сказала, пока у меня есть желание, я буду работать».
В предпринимательство женщину также привел переход экономики страны на рыночные рельсы. В 2000 году директору книжного магазина Татьяне Коротаевой пришлось взять на себя ответственность и за коллектив из 15 человек. Своих денег на приобретение товара не было. На помощь пришли поставщики.
ТАТЬЯНА КОРОТАЕВА, индивидуальный предприниматель: «Они нам пошли навстречу, они нам дали товар на реализацию, эти книги давали. Не то, что нам пришлось сразу закупать и вкладывать деньги. Потихоньку, потихоньку перешли. Ну, действительно, они нам большую, большую помощь оказали».
Отправившись в свободное плавание, Татьяна Коротаева заботилась не только о процветании своего магазина. Предприниматель активно занималась благотворительностью.
ТАТЬЯНА КОРОТАЕВА, индивидуальный предприниматель: «Мы много оказывали спонсорской помощи, то есть школам, детским садам. В тесном контакте работали со школами. Мы же поставляли и учебники».
Развитие интернета негативно сказалось на торговле книгами. Поэтому сегодня большую часть ассортимента составляют канцтовары. Но книголюбы в Муравленко есть, говорит предприниматель. Для них она организовала полку для обмена бесплатной литературой.
ТАТЬЯНА КОРОТАЕВА, индивидуальный предприниматель: «Если раньше любили классику, допустим, часто классику, детскую литературу, ну и женщины покупали, чтобы легкое чтиво какое-то. То сейчас у нас молодежь интересуется фантастикой, мистикой».
Обе предпринимательницы говорят, что работают напрямую с производителями, с некоторыми сотрудничают десятки лет. Основной упор делают на качество продукции и, конечно же, ориентируются на покупательский спрос.