Возрастное ограничение: 6+
Вчера, 11:16
Автор: Татьяна Козарь

Супруги Мокроносовы решили остаться в Муравленко навсегда. Владимир Викторович – почетный энергетик Российской Федерации, ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа и компании «Газпром нефть». Он проработал 30 лет электриком на Суторминском месторождении. Его супруга Любовь Александровна по специальности повар-кондитер. Хорошо помнит первые рабочие столовые. Сейчас Мокроносовы находятся на заслуженном отдыхе. Счастливы в городе, из которого никуда уезжать не собираются.

Осваивать Западную Сибирь Владимир Мокроносов отправился еще в 1981-м в город Мегион. Но вскоре от общей неустроенности и сурового климата сбежал обратно на родную Свердловщину, пообещав себе больше никогда никуда не уезжать. А в 1985-м нужда снова забросила его на Крайний Север, в поселок Муравленковский.

– Попасть сюда тогда было очень трудно, – рассказывает Владимир Викторович. – Моя сестра с семьей жила в Ноябрьске, а зять работал здесь, в одной из автоколонн, вот он и сделал мне вызов.


В поисках работы новоиспеченный северянин обошел все существующие на тот момент предприятия. Хорошие электрики нужны были везде, но Мокроносов хотел устроиться только вахтовым методом. Такое местечко нашлось на Суторминском месторождении. А уже через несколько лет привез сюда молодую жену на постоянное место жительства.

– Первую неделю я никак не могла привыкнуть: ночь – и светло, хоть бери и книгу читай, – вспоминает Любовь Александровна. 


Мясное изобилие

Так характеризует ту пору женщина, накормившая за весь свой трудовой путь не одну тысячу рабочих. В качестве повара она объехала почти все столовые на нефтяных месторождениях. Отработав свою вахту, отправлялась в цех, где требовалась помощь.

– Сначала мы готовили в крохотных вагончиках, реально, в спартанских условиях. В одном мы жили, в другом была плита, раковина, раздаточная и столики. Комфортабельные здания стали строить гораздо позже, – рассказывает повар. – И я не помню, чтобы мы тяготились этим, нам хотелось работать. Надо было думать, как из сублимированных овощей: картофеля, моркови, лука, помидоров – приготовить вкусные блюда. Молоко и сливки тоже были только сухие, яичный порошок. Вот круп и макаронных изделий хватало, а мяса и рыбы даже в избытке. Чтобы разнообразить меню, ходили в лес за грибами, ягодами, делали заготовки. Строгой отчетности тогда не было: приход продуктов, расход, тара и кассовый чек – три бумажки. Сейчас всё меню надо расписывать, куда что ушло.

– Люба во всех столовых Сутормы работала, – подключается к разговору Владимир Викторович. – А я, бывало, с «проверкой» приезжал (смеется). Возвращаемся с ребятами на автобусе домой, я выхожу на повороте, и 5-6 километров бегом, к ней. Утром так же на трассу, тогда молодой был, лет сорок, тем более спортом занимался.

Пешком по Суторме

Владимир Мокроносов тоже всю Суторму, можно сказать, измерил шагами, и не раз. В то время электриков по объектам не возили, ходили они пешком. Если где порыв на воздушной линии или еще какая неполадка на качалке, днем или ночью, в жару, ливень, мороз или метель, отправлялись непременно вдвоем.

– Страховали друг друга: один болото или речку не перейдешь, зимой шли на лыжах, – вспоминает ветеран Ямала. – А в 90-е годы началось массовое срезание проводов: только в одном месте отремонтируем, уже в другом порыв, то в столовой света нет, то на кусту. Воровали по-страшному, не боялись даже высокого напряжения, некоторых «смельчаков» находили под опорами – 6 тысяч вольт всё-таки.

На заслуженный отдых Владимир Викторович вышел в 2014 году, можно сказать, с небольшой охотой. Мечтал поработать до 70 лет, но, как объяснил ему тогда руководитель, законодательство не позволяло трудиться электрикам старше 65. Впрочем, трудоголик нашел применение своей неуемной энергии дома. Сейчас его стихия – гараж. Он с удовольствием разбирается в самых сложных устройствах автомобилей, и на даче все постройки – его рук дело.

Современное увлечение

Любови Александровне через пятнадцать лет пришлось по состоянию здоровья уйти из профессии – на любимой работе повредила спину.

– Повара сами разгружали машины с продуктами, – рассказывает женщина. – Все коробки, мешки с мукой, сахаром, говяжьи тушки по 50 килограммов весом... В результате пришлось уйти работать сторожем, оттуда и вышла на пенсию.

Нашла себе увлечение на зас-луженном отдыхе и Любовь Мокроносова. Интернет, компьютеры и гаджеты приводят ее в восторг. Она с удовольствием учится монтировать видео, редактировать фотографии. Говорит, возможность пользоваться различными приложениями значительно облегчает жизнь. А еще вместе с мужем с радостью проводит время на даче.

– Муравленко – для нас уже родной город, нам здесь хорошо, – объясняет она. – Мы сколько живем на Севере, каждый год ездим на море, потом заезжаем к родственникам на свою малую родину, в Пермский край и Свердловскую область. И уже через месяц нам хочется домой, на Ямал. Город сейчас не узнать – красивый, уютный. Видно, что руководство прилагает все усилия, чтобы он становился лучше и лучше. Медицинское обслуживание – на высочайшем уровне. Спокойно, безопасно. Здесь наш дом.

В 1988 году крайний дом, который строился, – Ленина, 74. И была только одна центральная дорога из плит. Вот по ней мы по вечерам после работы устраивали променад в туфельках: от финских домов до «Берёзки», – рассказывает Любовь Мокроносова. – Вся грузовая техника к тому времени затихала. Улица превращалась в пешеходную зону. И тут кто-то пригнал сюда зеленую «шестерку». Это была сенсация! Все только и говорили: видели «шестерку», видели «шестерку»? Мы были уверены тогда, что легковушкам здесь делать нечего.

Другие новости по теме:
Баннер
Баннер
Баннер