5 октября – 105 лет со дня рождения Бориса Щербины
Именем Бориса Щербины названы месторождения, улица, самолет и теплоход. Он был одним из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. При его непосредственном участии возводились крупнейшие в стране нефтегазодобывающие и электроэнергетические комплексы, строились дороги, газо- и нефтепроводы, развивался водный и воздушный транспорт.
Речь идет о легендарной личности в масштабах всего постсоветского пространства – Борисе Евдокимовиче Щербине, первом секретаре Тюменского обкома КПСС в 1961–1973 годы, министре строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР в 1973–1984 годы и заместителе Председателя Совета Министров СССР в 1984–1989 годы.
Борис Евдокимович активно возражал против проекта строительства Нижне-Обской ГЭС, которую впоследствии решено было не строить. Таким образом спасая от затопления порядка 800 населённых пунктов, а также месторождений газа и нефти.
Будучи первым секретарем Тюменского обкома КПСС, он добился принятия кардинального правительственного решения по усилению геологоразведочных работ в районах Западной Сибири. Страна начала поставлять в эти районы специализированный транспорт и выпускать современное буровое оборудование.
Борис Евдокимович неоднократно приезжал на Ямал. Посещал Надым и Надымский район, Новый Уренгой, Ноябрьск, часто бывал в Ямбурге, поддержав его строительство в качестве вахтового посёлка.
Он с постоянным упорством призывал ЦК КПСС к ускоренному освоению Севера – месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Организация транспортного сообщения являлась для него первостепенной задачей.
Также он выступал за возобновление строительства железной дороги Салехард – Игарка, законсервированной в 1953 году. Будучи министром строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, принял решение о восстановлении участка железной дороги от Надыма до Уренгоя, а в 1983 году руководил строительством газопровода Уренгой – Помары – Ужгород.
Масштаб преобразований под его руководством был впечатляющим. Требовались большие человеческие ресурсы на обустройство месторождений, строительство городов и дорог. Именно при Борисе Евдокимовиче началось формирование комсомольско-молодёжных бригад, управлений и промыслов с привлечением молодёжи из России и республик СССР.
Щербину называли «комсомольским министром», так как в его министерстве было наибольшее количество ударных комсомольских объектов и комсомольско-молодёжных объединений, чем в любом другом.
– Сибирь – это удивительный край... Там выявляется характер, там проявляются способности, страна направляет туда самых молодых, самых сильных и самый высший интеллект, – говорил Борис Евдокимович Щербина.
Занимая пост заместителя Председателя Совета Министров СССР, в последние годы своей жизни руководил ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986) и землетрясения в Армянской ССР (1988).
Борис Евдокимович Щербина награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Также он обладатель золотой медали Героя Социалистического Труда за большие заслуги в строительстве предприятий нефтяной и газовой промышленности. В Тюмени ему установлен памятник. В Югре его именем названо нефтяное месторождение, а в Надыме – улица. Его имя присвоено самолёту Ту-154М и сухогрузному теплоходу.