Ямальская леди собрала «медведей»
Нефтяная столица Ямала - Ноябрьск, только-только пережив визит министра промышленности РФ Виктора Христенко, снова принимает высоких гостей. В среду здесь собрался северный и московский политический истеблишмент, который под руководством депутата Госдумы РФ Натальи Комаровой обсуждал вопросы законодательного обеспечения освоения Западной Сибири. Тема настолько животрепещуща, что губернаторы «тюменской матрешки» лично пожаловали в Ноябрьск. О том, почему Западную Сибирь рано списывать со счетов, каких денег ждут Филипенко и Неелов, и на чью помощь рассчитывает Якушев, – в материале «URA.Ru».
С инициативой провести парламентские слушания «О законодательном обеспечении освоения минерально-сырьевой базы Западной Сибири» выступил комитет по природным ресурсам Госдумы, поэтому не случайно, что мероприятие проходило именно на Ямале – Наталья Комарова, возглавляющая комитет, сама избиралась от автономного округа. Идею депутатов поддержали региональные отделения «Единой России» (тюменское и ямальское). И, как рассказал «URA.Ru» источник в ЕР, именно ямальские «единороссы» во главе с Игорем Наком взяли на себя все организационные вопросы. Приехали в Ноябрьск сенатор от Тюменской области Александр Лоторев, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко, депутаты региональных дум и представители органов исполнительной власти «матрешки».
В стороне не остались и губернаторы «тюменской матрешки» - в среду в Ноябрьск прилетели все трое – и Юрий Неелов (ЯНАО), и Александр Филипенко (ХМАО), и Владимир Якушев (Тюменская область). Это и понятно – пока в Москве пытаются переместить центр нефтедобычи из Западной Сибири в Восточную, главы регионов уверены, что Тюменскую область (включая ХМАО и ЯНАО) рано списывать со счетов. В этом с губернаторами солидарна и депутат Наталья Комарова.
В Ноябрьске она особо отметила, что «так называемая «вторая Западная Сибирь» — не в Восточной Сибири, а в глубоких горизонтах Западно-Сибирской провинции». Как подчеркивалось на совещании, Западная Сибирь - одна из крупнейших нефтегазовых провинций мира. На ее территории открыто около 760 месторождений: треть находится в промышленной эксплуатации, 46 подготовлены к освоению, 438 – в разведке, 34 – законсервированы. За время освоения Западной Сибири было добыто более 13 трлн. куб. м газа и более 9 трлн. тонн нефти. Несмотря на это, разведанность запасов составляет только 46% по газу, 38% по нефти и 24% по конденсату.
Поэтому, резюмируют участники парламентских слушаний, вероятность обнаружения новых запасов достаточно высока. Но за текущие годы разработки накопился ряд проблем, которые сдерживают рост развития ТЭКа Западной Сибири. Первое – форсированная разработка месторождений привела к тому, что текущий коэффициент нефтеотдачи составляет 25-30% (а на некоторых участках – всего 10%). То есть коэффициент извлечения сократился с 57% на начало разработки региона до 35% в настоящее время. Второе – добывающими компаниями допускаются нарушения лицензионных соглашений (например, сроки ввода месторождения в эксплуатацию). Используются только высокодебитные скважины, не внедряются новые технологии добычи нефти. Третья проблема, на которую было указано, - утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ). Только в Ханты-Мансийском АО в 2006 году в факелах было сожжено около 6,2 млрд. кубов газа, а в целом по Западной Сибири этот объем достигает 9 млрд. кубов в год.
Что же касается роли государства в управлении природными ресурсами, то участники парламентских слушаний констатировали: власть не предпринимает мер по стимулированию пользователей разрабатывать месторождения с трудноизвлекаемыми запасами и низкорентабельные месторождения. Отсутствуют стимулы применения инновационных технологий во время разработки месторождений. Государством создано большое количество излишних административных барьеров, мешающих процессу эффективного недропользования, а законодательство о недрах и смежные с ними нормативные акты содержат существенные противоречия.
Как отметила Наталья Комарова, в условиях, когда принятие новой редакции закона «О недрах» откладывается на неопределенный срок, участники слушаний должны разработать поправки в действующий закон, чтобы он отвечал современным требованиям в сфере регулирования недропользования. «Увеличение поступлений в бюджет от добывающих предприятий должно происходить не за счет повышения налоговых ставок, а за счет роста объемов добычи сырья и углубления его переработки», - отметила депутат.
Губернатор Югры Александр Филипенко вспомнил о наболевшем. Он рассказал, что Думой ХМАО подготовлены предложения в Госдуму РФ по изменениям в Налоговый кодекс. В частности, поправки касаются отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в бюджеты регионов. Как известно, еще пять лет назад эти отчисления были отменены, и геологоразведка забуксовала – крупные компании снизили объемы геологоразведочных работа практически вдвое. Коллегу поддержал губернатор Ямала Юрий Неелов, который также заявил, что бюджету региона необходимы отчисления на ВМСБ.
Продолжая тему геологоразведки, Александр Филипенко отметил, что сегодня разведка ведется на деньги бюджета региона, затем вся информация отдается «в свободное плавание» - в Москву, данные используются, но регионы, которые заплатили за проведение работ, за это ничего не получают. Поэтому, считает губернатор Югры, плата за использование геологической информации должна возвращаться в региональные бюджеты. Не могли губернаторы не вспомнить и об еще одной проблеме – распределении налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) между бюджетами всех уровней. Как отметил Филипенко, необходимо добиваться того, чтобы регионы снова получали 30% НДПИ, а не те 5%, которые отчисляются в региональные бюджеты сейчас.
По итогам обсуждений участники парламентских слушаний вынесли ряд рекомендаций. Так, правительству РФ рекомендовано проанализировать нормативно-правовую базу, продолжить внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части распространения дифференцированного подхода к налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от сложности и условий разработки. Разработать налоговые механизмы, которые стимулируют нефтяные компании к воспроизводству минерально-сырьевой базы. Разработать предложения по изменению законодательства, направленные на стимулирование максимальной утилизации ПНГ.
Кроме того, рекомендовано рассмотреть возможность передачи полномочий субъектам РФ по лицензированию геологического изучения участков недр, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые, изучить вопрос отмены регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, определить индивидуально для каждого объекта оптимальный щадящий режим разработки (до разработки), предусматривать возможность использования реабилитационных циклов для месторождений и залежей с выработанными активными запасами.
«Депутаты Законодательных собраний субъектов РФ могут реально влиять на создание эффективной нормативной базы по недропользованию на федеральном уровне: при принятии важных для регионов законов запрашивается мнение представителей дум и органов государственной власти субъектов РФ», - считает губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Он напомнил, что фракция «Единой России» составляет в Госдуме РФ большинство, «поэтому, будучи членами партии, необходимо использовать и этот механизм для решения проблем Тюменской области, ХМАО и ЯНАО».
Виталий Сотник, Ирина Крючкова, ©«URA.Ru»
С инициативой провести парламентские слушания «О законодательном обеспечении освоения минерально-сырьевой базы Западной Сибири» выступил комитет по природным ресурсам Госдумы, поэтому не случайно, что мероприятие проходило именно на Ямале – Наталья Комарова, возглавляющая комитет, сама избиралась от автономного округа. Идею депутатов поддержали региональные отделения «Единой России» (тюменское и ямальское). И, как рассказал «URA.Ru» источник в ЕР, именно ямальские «единороссы» во главе с Игорем Наком взяли на себя все организационные вопросы. Приехали в Ноябрьск сенатор от Тюменской области Александр Лоторев, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко, депутаты региональных дум и представители органов исполнительной власти «матрешки».
В стороне не остались и губернаторы «тюменской матрешки» - в среду в Ноябрьск прилетели все трое – и Юрий Неелов (ЯНАО), и Александр Филипенко (ХМАО), и Владимир Якушев (Тюменская область). Это и понятно – пока в Москве пытаются переместить центр нефтедобычи из Западной Сибири в Восточную, главы регионов уверены, что Тюменскую область (включая ХМАО и ЯНАО) рано списывать со счетов. В этом с губернаторами солидарна и депутат Наталья Комарова.
В Ноябрьске она особо отметила, что «так называемая «вторая Западная Сибирь» — не в Восточной Сибири, а в глубоких горизонтах Западно-Сибирской провинции». Как подчеркивалось на совещании, Западная Сибирь - одна из крупнейших нефтегазовых провинций мира. На ее территории открыто около 760 месторождений: треть находится в промышленной эксплуатации, 46 подготовлены к освоению, 438 – в разведке, 34 – законсервированы. За время освоения Западной Сибири было добыто более 13 трлн. куб. м газа и более 9 трлн. тонн нефти. Несмотря на это, разведанность запасов составляет только 46% по газу, 38% по нефти и 24% по конденсату.
Поэтому, резюмируют участники парламентских слушаний, вероятность обнаружения новых запасов достаточно высока. Но за текущие годы разработки накопился ряд проблем, которые сдерживают рост развития ТЭКа Западной Сибири. Первое – форсированная разработка месторождений привела к тому, что текущий коэффициент нефтеотдачи составляет 25-30% (а на некоторых участках – всего 10%). То есть коэффициент извлечения сократился с 57% на начало разработки региона до 35% в настоящее время. Второе – добывающими компаниями допускаются нарушения лицензионных соглашений (например, сроки ввода месторождения в эксплуатацию). Используются только высокодебитные скважины, не внедряются новые технологии добычи нефти. Третья проблема, на которую было указано, - утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ). Только в Ханты-Мансийском АО в 2006 году в факелах было сожжено около 6,2 млрд. кубов газа, а в целом по Западной Сибири этот объем достигает 9 млрд. кубов в год.
Что же касается роли государства в управлении природными ресурсами, то участники парламентских слушаний констатировали: власть не предпринимает мер по стимулированию пользователей разрабатывать месторождения с трудноизвлекаемыми запасами и низкорентабельные месторождения. Отсутствуют стимулы применения инновационных технологий во время разработки месторождений. Государством создано большое количество излишних административных барьеров, мешающих процессу эффективного недропользования, а законодательство о недрах и смежные с ними нормативные акты содержат существенные противоречия.
Как отметила Наталья Комарова, в условиях, когда принятие новой редакции закона «О недрах» откладывается на неопределенный срок, участники слушаний должны разработать поправки в действующий закон, чтобы он отвечал современным требованиям в сфере регулирования недропользования. «Увеличение поступлений в бюджет от добывающих предприятий должно происходить не за счет повышения налоговых ставок, а за счет роста объемов добычи сырья и углубления его переработки», - отметила депутат.
Губернатор Югры Александр Филипенко вспомнил о наболевшем. Он рассказал, что Думой ХМАО подготовлены предложения в Госдуму РФ по изменениям в Налоговый кодекс. В частности, поправки касаются отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в бюджеты регионов. Как известно, еще пять лет назад эти отчисления были отменены, и геологоразведка забуксовала – крупные компании снизили объемы геологоразведочных работа практически вдвое. Коллегу поддержал губернатор Ямала Юрий Неелов, который также заявил, что бюджету региона необходимы отчисления на ВМСБ.
Продолжая тему геологоразведки, Александр Филипенко отметил, что сегодня разведка ведется на деньги бюджета региона, затем вся информация отдается «в свободное плавание» - в Москву, данные используются, но регионы, которые заплатили за проведение работ, за это ничего не получают. Поэтому, считает губернатор Югры, плата за использование геологической информации должна возвращаться в региональные бюджеты. Не могли губернаторы не вспомнить и об еще одной проблеме – распределении налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) между бюджетами всех уровней. Как отметил Филипенко, необходимо добиваться того, чтобы регионы снова получали 30% НДПИ, а не те 5%, которые отчисляются в региональные бюджеты сейчас.
По итогам обсуждений участники парламентских слушаний вынесли ряд рекомендаций. Так, правительству РФ рекомендовано проанализировать нормативно-правовую базу, продолжить внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части распространения дифференцированного подхода к налогу на добычу полезных ископаемых в зависимости от сложности и условий разработки. Разработать налоговые механизмы, которые стимулируют нефтяные компании к воспроизводству минерально-сырьевой базы. Разработать предложения по изменению законодательства, направленные на стимулирование максимальной утилизации ПНГ.
Кроме того, рекомендовано рассмотреть возможность передачи полномочий субъектам РФ по лицензированию геологического изучения участков недр, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые, изучить вопрос отмены регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, определить индивидуально для каждого объекта оптимальный щадящий режим разработки (до разработки), предусматривать возможность использования реабилитационных циклов для месторождений и залежей с выработанными активными запасами.
«Депутаты Законодательных собраний субъектов РФ могут реально влиять на создание эффективной нормативной базы по недропользованию на федеральном уровне: при принятии важных для регионов законов запрашивается мнение представителей дум и органов государственной власти субъектов РФ», - считает губернатор Тюменской области Владимир Якушев. Он напомнил, что фракция «Единой России» составляет в Госдуме РФ большинство, «поэтому, будучи членами партии, необходимо использовать и этот механизм для решения проблем Тюменской области, ХМАО и ЯНАО».
Виталий Сотник, Ирина Крючкова, ©«URA.Ru»