От уровня знаний до выбора профессии

4 апреля 2011
Итоговые экзамены в 9-м и 11-м классах - не единственный способ выявить уровень знаний и грамотности учащихся. Для полноты и точности картины и для того, чтобы выпускники как можно успешнее сдали экзамены, в школах проводятся многочисленные тестирования и мониторинговые исследования. Эти мероприятия занимают одну из ведущих позиций в современном учебном процессе.

Основная цель оценки результатов обучения в основной и старшей школе - выстроить эффективную систему подготовки не только выпускников 9-х и 11-х классов. Работа по проверке знаний учеников начинается уже в начальной школе, а своеобразным стартом для внедрения такой системы стали результаты ЕГЭ нескольких лет. Именно они дали возможность выяснить, какие пробелы в знаниях показывают не только выпускники, но и абсолютно все ученики.

Диагностика компетентности

Одна из основных задач современной педагогики - научить детей правильно и вдумчиво работать с информацией начиная с начальной школы. Для этого проводятся контрольные работы по определению компетенции. Этот метод работает на перспективу - в будущем такой опыт поможет ребятам ответственно и качественно готовиться к выпускным экзаменам в 9-м и 11-м классах.

"В основной школе мы проводим муниципальные контрольные работы, - рассказывает начальник отдела нормативно-правового обеспечения и инспектирования Управления образования Любовь Белецкая. - Например, мы оцениваем уровень естественнонаучной компетентности, математической и читательской грамотности у ребят, их умение решать проблемы. Я связываю хорошие результаты ЕГЭ 2010 года с тем, что выпускники прошли тестирования, диагностические работы, мониторинговые исследования, которые и позволили им качественно подготовиться к выпускным экзаменам. Сейчас, кроме специалистов из Самары, мы работаем и с московским Институтом открытого образования, проводим диагностические работы и тестирование по системе "СтатГрад". В первом полугодии по каждому предмету в 9-м и 11-м классах мы провели такое тестирование не менее трех раз. Аналогичные мероприятия запланированы и на второе полугодие".

Диагностические тестирования находятся в числе приоритетных. Проверка знаний девятиклассников по русскому языку и математике таким способом недавно прошла через Региональный центр обработки информации. Педагоги фиксируют и держат на постоянном контроле ошибки, допускаемые учащимися, ведут коррекционную работу.

Любые формы национального тестирования - это средства независимой оценки образовательного уровня учеников, отмечают педагоги, и все вопросы, связанные с ними, являются вопросами государственной важности.

"В 2011 году учащимся средней школы № 1 предстоит принять участие в международных исследованиях математической и читательской грамотности, - делится ближайшими планами начальник Управления образования Марина Кравец. - У нас уже есть практика таких исследований муниципального уровня, а международные исследования станут для муравленковских учителей новой отправной точкой, относительно которой можно будет принимать решения по изменению форм и содержания работы с учащимися".

Демографическая "яма", или Кем быть?

Педагоги коснулись и вопроса так называемой демографической ямы, а конкретно - проблемы, когда бюджетных мест в вузах станет больше, чем абитуриентов, поступающих на эти специальности.

"По техническим вузам в 2010 году количество бюджетных мест было несоизмеримо больше, чем число желающих обучаться по этим специальностям, - отметила Марина Кравец. - Технические вузы увеличили набор на бюджетные места. На такие специальности, как юрист, экономист, политолог, количество бюджетных мест уменьшилось, а платных - увеличилось. Этим государство ориентирует общество на свои интересы, а его интересуют, прежде всего, инженеры, строители и так далее. В меньшей степени требуются представители гуманитарных профессий.

Сейчас очень интенсивно ведутся разговоры о реиндустриализации страны. России необходимы специалисты, работающие с точными дисциплинами. Возможно, что недалек тот день, когда бюджетных мест в технических вузах будет больше, чем желающих на них обучаться".

Примечательно, что вопрос необходимости подготовки высококвалифицированных рабочих рассматривается на государственном уровне. В России отмечается переизбыток выпускников с высшим образованием и недостаток выпускников со средним специальным образованием - на семь выпускников высшей школы приходится один рабочий.

"В больших городах уже разработана целевая программа подготовки кадров, - говорит директор Муравленковского многопрофильного колледжа Александр Линденгольц. - Что касается демографии по нашему городу, то у нас "ям" нет. После 9 класса 30-35 процентов выпускников идут учиться в ММК, после 11-го - около 10 процентов, 80-90 процентов выпускников отдают предпочтение вузам. Другой вопрос, на кого учиться? На юристов и экономистов, которых сегодня в избытке, или на те профессии, которые нужны сейчас на Ямале? Сегодня рынок диктует условия - требуются квалифицированные рабочие, инженеры, поэтому для обучения на эти специальности в учебных заведениях места будут. На Ямале создается координационная группа по подготовке кадров для работы в округе. Родители и выпускники должны понимать, что сегодня надо готовить специалистов, которые завтра будут необходимы экономике Ямала".

Ответ на вопрос "Кем быть?" искать все же выпускникам. Тем не менее, чтобы не остаться "за бортом" современной жизни, будущая профессия должна быть не только по душе, но еще и актуальной для нашего времени.


Источник: События Муравленко 

Другие новости по теме:
Муниципальные правовые акты
Официальная информация
Баннер
Баннер
Баннер