Школа второго поколения
В Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО) признаются, что давно ждали эти новшества. То, что еще лет двадцать назад использовали в практике неравнодушные к детям талантливые учителя, наконец-то стало общим требованием, закреплено законодательно. Самые острые вопросы нововведений разъяснили ИГ "Вслух.ру" ректор института Ольга Ройтблат, завкафедрой стратегического менеджмента в образовании Ольга Федоскина и завкафедрой дошкольного и начального образования Елена Менчинская.
Ольга Ройтблат:
- Переход к новым образовательным стандартам - это нормальный процесс. Мы живем в новом обществе, в условиях рынка, и образование в этом контексте не может не меняться. Модернизация в этой сфере, то есть усовершенствование, - закономерный процесс. Просто к этому нужно относиться правильно.
Могу заверить, что документы по образовательным стандартам второго поколения составлены профессионально и грамотно. Над ними с 2005 года трудились две академии - академия наук и образования; было создано 17 групп, в которых свои усилия объединили практики и исследователи. И вдруг в январе поднялся шум. Когда я знакомилась с критическими отзывами, недоумевала: почему люди не прочитывают документы полностью? Почему они считают, что все поняли верно? Ведь новые стандарты - это не эссе, не литературное произведение, а сложный законодательный документ, для его прочтения и понимания нужны определенные знания. Это с одной стороны.
С другой стороны, непонимание образовательных стандартов я объясняю тем, что мы все время пытаемся обогнать что-то, догоняя. Я глубоко убеждена: прежде чем что-то вводить в российское образование, необходимо сначала через все каналы СМИ объяснить суть изменений общественности, родителям, учителям. Вспомните, какая волна возмущения из-за недопонимания поднялась по поводу платного образования, и никто не расслышал, что государственный стандарт остается бесплатным.
Но в этом шуме вокруг новшеств я вижу и положительный момент. Это говорит о том, что судьба российского образования волнует не только родителей, учителей, но и государство, работодателей, общественные объединения.
- Чем вас так радуют новые подходы?
Ольга Федоскина:
- В новых стандартах меняется ключевая цель образования: на первый план выводится воспитательный аспект, воспитательно-педагогическая поддержка. Поэтому выпускник школы - не просто человек, владеющий набором определенных знаний, умений и навыков, но образованная, компетентная личность.
При этом развитие личностных качеств, ценностей стоит на первом месте. Введена даже единая концепция духовно-нравственного развития и воспитания, в которой даны базовые национальные ценности: например, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, здоровье, труд, творчество, человечество и т. д.Появилось такое понятие (которое сейчас пока пугает учителей и родителей), как универсальные учебные действия - это способы действий в конкретной ситуации, которые позволяют перевести знания в действия. Универсальные - значит могут применяться в любом предмете и во внепредметной деятельности.
Ольга Ройтблат:
- Давайте вспомним, как учились в традиционной школе: учитель рассказывал некий материал, а идеальный ученик обязан был пересказать услышанное - это репродуктивный метод обучения. А в новых стандартах главное, как ученик умеет применять этот материал.
Елена Менчинская:
- Да, основная задача не в усвоении знаний, умений и навыков, а в использовании этих знаний на практике, в жизненных ситуациях. Но, чтобы достичь этих целей, необходимо изменить структуру урока. Сегодня невозможно представить занятие без групповой работы, в ходе которой дети овладевают коммуникативными способностями, учатся договариваться, планировать свою деятельность. На уроке очень важна деятельность самих детей, чтобы они активно участвовали в добывании знаний и овладении ими.Раньше, как уже отметила Ольга Владимировна, использовался репродуктивный метод: в учебнике дана статья, которую нужно прочитать и пересказать. Сегодня в учебнике нет текста, но предлагается какая-то картинка и к ней задание. Например: рассмотри конечности разных насекомых, почему они имеют различное строение? Какие конечности можно назвать прыгательными? плавательными? хватательными? Ребенок сам наблюдает, анализирует, сравнивает и делает выводы, которые становятся его собственным достоянием. Когда знания добыты самостоятельно, путем мыслительной напряженной работы, не надо зазубривать. В этом суть деятельностного подхода или проблемного обучения, который лежит в основе новых стандартов.Причем технологии эти являются здоровьесберегающими: мы уходим от натаскивания, от зубрежки. Сегодня даже нет такого задания: выучи правило наизусть.
Ольга Ройтблат:
- На самом деле ребенок устает от бездействия, когда пять-шесть часов сидит и слушает учителя - это доказали психологи. У него плохо откладывается в голове получаемая информация. Таким образом, мы используем потенциал ребенка только на 15%, обращал внимание известный во всем мире советский психолог Лев Выготский. Материал усваивается лучше, если ребенку интересно - это главный двигающий фактор.
Елена Менчинская:
- Это важная позиция - интерес познавательной деятельности. Сегодня перед учителем стоит задача не навязать знания, не заставить ребенка выполнить каждое задание, а создать условия для того, чтобы ребенок захотел это делать на уроке.
Более того, образовательный стандарт нового поколения предусматривает выстраивание индивидуальных траекторий развития: каждый учится на своем уровне. Введено такое понятие, как фундаментальное ядро образования - то есть обязательный минимум, который должен усвоить каждый ребенок. А есть максимум - объем знаний, который ребенок может усвоить, это для талантливых, одаренных детей.
Но при этом интересно на уроке должно быть и сильному и слабому ученику. Для этого предоставляется возможность выбора задания. Важно, чтобы ребенок не боялся браться за сложные задания. Невыполнение - это тоже результат. А если у него не получается, то не возбраняется обратиться за помощью к сверстнику, учителю. И такие возможности заложены в учебниках нового поколения, чтобы внедрять стандарт в массовую практику. Сегодня учителю не нужно ничего придумывать, в учебнике дано не только задание, но и способ его выполнения.
Собственно говоря, эти задачи педагоги и раньше понимали на интуитивном уровне и решали в силу собственных представлений. Сейчас это зафиксировано документально и обязательно для выполнения. То есть многие вещи назвали своими именами.
Ольга Ройтблат:
- Впервые в стандартах введен психологический аспект, знания возрастной психологии. Раньше учителя изучали это самостоятельно, жизнь подсказывала. В массовой школе никогда не учитывались возрастные особенности конкретного ребенка, и вопросы психологии не стояли как основные.
Понимаете, какой прорыв: впервые за всю историю российского образования, а это более 200 лет, новый стандарт обратил внимание на такие понятия, как личностноориентированное образование, индивидуальная траектория и т. д. Хотя некоторыми этими терминами мы в свое время заспекулировали, превратив их в лозунги. Массовая школа тогда не знала сути этих понятий. Я думаю, что сегодня "поезд тронется с места".
- В теории все выглядит привлекательно. Но готовы ли учителя к таким изменениям? Как они должны перестроиться?
Ольга Ройтблат:
- Это, я считаю, ключевой вопрос всех процессов, которые сегодня происходят в образовании. В прошлом году, когда открывался Год учителя, президент сообщил о национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" - это замечательный проект. Одно из пяти направлений данной программы и есть переход на новые стандарты. Но сразу возникает вопрос: школа-то новая, а учителя - старые. Как же они будут реализовывать то, что заложено в этой программе, со старым запасом знаний? Поэтому мы говорим, что повышение квалификации, переподготовка работающих учителей и студентов педучилищ, их непрерывное образование имеют первостепенное значение.
Елена Менчинская:
- Психология учителя и родителя должна измениться коренным образом. Наши опасения связаны с тем, что учитель психологически не готов к переходу на новые стандарты обучения. Встать на позицию равноправного партнера с ребенком очень сложно учителям с авторитарным типом взаимодействия. Хотя сегодня просто недопустим подобный стиль общения в школе. Инициативы и самостоятельности ученика, на которые ориентированы стандарты, в таком случае не добиться.
Учителям придется психологически себя ломать, а это очень тяжело, это работа над собой.
- Как должны перестроиться родители?
Елена Менчинская:
- Так же, как учителя. С родителями должны работать педагоги, правда, делают они это недостаточно. Родители не до конца понимают и осознают, что происходит в образовании. Типичный диалог на кухне: "Современные учителя совсем обленились, они не хотят ничего детям объяснять!" А мы внедряем технологию проблемного обучения, когда дети должны сами добывать знания.
Ольга Федоскина:
- Родителям следует не сидеть рядом с детьми, когда они делают уроки, вместо них палочки не выводить, а потом писать сочинения и другие работы. А показывать, где и как искать необходимую информацию, находить ответ на вопросы. Важно быть рядом, вместе.
Хотя современным родителям сложно постигать эту науку, ведь у них нет примеров. Поэтому задача учителя начальных классов заключается еще и в том, чтобы выстроить единое пространство с родителями. Интересного опыта у тюменских педагогов в этом направлении немало, есть с кем поделиться и кому рассказать. Радует то, что и в стандартах аспект работы с семьей повышается.
Ольга Ройтблат:
- Родители тоже должны все знать о стандартах второго поколения, их нужно обучать этому. В противном случае вся работа стандартов по выращиванию новых человечков пойдет насмарку. И эта проблема чрезвычайно важна на данном этапе внедрения стандартов.
- Разъясните, пожалуйста, в чем суть выбора предметов? Это более всего вызывает критику.
Ольга Ройтблат:
- В старшей школе ученику дается право изучать несколько предметов на одном из трех уровней: интегрированном, базовом, профильном. Раньше этого не было, только в исключительных случаях, в школах с профильными классами.
Самое главное, недельная нагрузка на ребенка старших классов - 30 или 36 часов - сохранена.
В учебном плане сформировано шесть направлений: русский язык и литература, математика и информатика, естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология), иностранный язык, общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), курсы по выбору (искусство, предмет по выбору школы). Из каждого из шести направлений ребенок может выбрать один или два предмета и уровень его изучения (интегрированный, базовый, профильный) в зависимости от собственных планов. Например, если ученик планирует продолжить обучение в вузе на естественнонаучном факультете, он выбирает базовый уровень русского языка и литературы (этого объема знаний достаточно, чтобы сдать ЕГЭ), а такие науки, как физика, химия, экология, биология, изучает на профильном уровне, то есть углубленно. Гуманитарий, наоборот, выбирает профильное изучение русского языка, литературы и общественных наук, а математику и естественнонаучные предметы - на базовом уровне.
В любом случае ученик старшего класса продолжает изучение школьных предметов, только делает это избирательно. Поэтому меня забавляет, когда кричат, что русский язык убрали! Не убрали! Речь идет о другом.
Таким образом, старший школьник получает возможность формировать набор из предметов, которые ему понадобятся в дальнейшем. От этого рождается его часовая нагрузка. И учителя не будут говорить: "Я бы его научила, но у меня физика всего два часа в неделю вместо четырех". Ведь до чего мы доходили: в 2002-2003 годах недельная нагрузка на ребенка равнялась 63-68 часам, не считая системы дополнительного образования!
Еще один момент критики уточню: три предмета, которые остались в стороне и которые все называют обязательными, - это Россия в мире, ОБЖ, физкультура - на самом деле являются такими же обязательными, как и все остальные, перечисленные выше. Просто они не имеют уровней. Вот и все отличие.
Подчеркну: учителям все эти особенности нужно обязательно знать самим и разъяснять родителям. Образовательные стандарты второго поколения планируется вводить постепенно, до 2020 года, уже составлен и обнародован сетевой график. Времени на их освоение не так уж много. К сожалению, должна констатировать, что сегодня этот процесс идет очень медленно.
Источник: "События Муравленко"